24-04-25 / 2025
Новости отрасли
Ставка на передовые решения

Сравнение ОАО "РЖД" с 59 железнодорожными компаниями мира показало, что конкурентное преимущество холдинга во многом определяется цифровыми технологиями.

ДРАЙВЕР РОСТА

В современном мире цифровизация становится не просто выбором, а условием выживания и развития компаний. Особенно в транспортной отрасли. ОАО "РЖД" делает ставку на передовые решения, которые становятся основой новой конкурентной модели. Итоги масштабного сравнительного анализа, проведенного Университетом Иннополис, это подтверждают. Уже сейчас РЖД по многим направлениям находятся в авангарде технологического развития.

"Работа по цифровой трансформации "Российских железных дорог" проводится в рамках реализации Стратегии цифровой трансформации, утвержденной в 2019 году, – рассказал "Гудку" заместитель генерального директора ОАО "РЖД" Евгений Чаркин. – За это время компания преобразилась и прочно заняла позицию технологического лидера в транспортной отрасли. Цифровые технологии стали неотъемлемой частью процессов и операций во всех подразделениях, во всех направлениях деятельности".

КЛИЕНТСКИЕ СЕРВИСЫ

Компания последовательно внедряет интегрированные платформенные решения, ориентированные на повышение удобства и прозрачности транспортных услуг. Это позволило ей занять опережающие позиции в развитии цифровых инновационных клиентских сервисов.

Так, платформа мультимодальных грузовых перевозок (модуль "Мультилог" системы "ЭТРАН") и цифровая система "Инновационная мобильность" для пассажирских перево¬зок получили высокие оценки по результатам сравнения. Эти решения обеспечивают высокий уровень автоматизации и взаимодействия с клиентами, а также позволяют планировать и сопровождать перевозку в едином цифровом контуре, объединяя железнодорожные и смежные виды транспорта.

"Доля клиентов, взаимодействующих с нами электронно, составляет 89%. Доля услуг, доступных пассажирам в электронном виде, – 79%. Прирост юридически значимых документов достигает 5 млн в год. В совокупности эти цифры означают более эффективную работу всего транспортного комплекса, экономию материальных ресурсов, оперативность и качество решения производственных задач", – отмечает Евгений Чаркин.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗРЕНИЕ

Техническое зрение в производственных процессах – еще одно направление, в котором у холдинга "РЖД" имеются достижения, опережающие показатели лучших мировых железнодорожных компаний. Это одна из ключевых областей применения искусственного интеллекта в компании (наряду с речевыми сервисами и интеллектуальной поддержкой принятия решений).

"Техническое зрение – это комплексное направление, которое используется во многих проектах, в том числе в беспилотных поездах, постах автоматизированного приема и диагностики подвижного состава, на сор¬тировочных станциях. Кроме того, есть много различных стационарных систем для диагностики и контроля, – рассказывает заместитель генерального директора – директор Санкт-Петербургского филиала АО "НИИАС" Павел Попов. – Думаю, техническое зрение в будущем будут применять повсеместно, в том числе на всех железнодорожных станциях, потому что это новый технологический инструмент управления, контроля, информирования. Уже сейчас почти на всех новых локомотивах производители устанавливают камеры. Часть из них – с автоматической обработкой данных".

АВТОМАТИЗАЦИЯ И РОБОТИЗАЦИЯ

Цифровизация охватывает многие бизнес-процессы компании. Однако не только она составляет основу инновационного развития крупнейших железнодорожных компаний мира. Большое внимание уделяется также автоматизации и роботизации процессов. В этом контексте РЖД сразу по нескольким направлениям занимают опережающие позиции (по отношению к среднему уровню готовности технологий по компаниям-аналогам).

Например, холдинг достиг высоких показателей в части развития инновационной железнодорожной инфраструктуры. Это касается таких направлений, как "Автоматизация и роботизация процессов в сфере погрузочно-разгрузочных работ", "Роботизированные комплексы в строительстве" и "Аэро¬космический мониторинг инфраструктурных объектов, в том числе с использованием беспилотных летательных аппаратов".

Более того, компания демонстрирует опережение в области управления, учета и перераспределения электроэнергии на инфраструктуре. По этому показателю холдинг не только улучшил свои результаты (по сравнению с 2023 годом), но и занял первую позицию по результатам анализа. Особую роль в достижении высокого результата сыграла автоматизированная информационно-измерительная система коммерческого учета электроэнергии ОАО "РЖД".

Впечатляющие результаты демонстрирует компания и по направлению "Системы контроля технического состояния объектов инфраструктуры". Здесь также важное значение сыграли современные IT-решения. В особенности – информационно-аналитическая система комплексной диагностики и мониторинга железнодорожной инфраструктуры для обеспечения анализа и прогнозирования состояния объектов железнодорожной инфраструктуры (ЕК АСУИ СДМИ).

Внедрение этих и других передовых разработок задает стандарты эффективности, на которые будут ориентироваться участники рынка в ближайшие годы. Таким образом, РЖД не только не уступают в технологическом развитии другим железнодорожным компаниям мира, но и сами активно формируют тренды – выстраивают инфраструктуру будущего уже сегодня.


 

Источник Дата Наименование материала

Гудок

24.04.2025