17-07-19 / 2019
Новости отрасли
Статистика знает не все

Александр Лукьянов, руководитель Департамента подвижного состава и безопасности движения Дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. На "пространстве 1520" по итогам I квартала (последняя опубликованная статистика) отмечался рост числа случаев непринятия вагонов на границе. Однако негативная динамика оказалась обусловлена морально устаревшим на сегодняшний день методом учета таких случаев.

Вопрос непринятия грузовых вагонов на межгосударственных стыковых пунктах (МГСП) становится менее острым на "пространстве 1520", проблема постепенно решается. Основной причиной отцепок уже много лет является человеческий фактор.

Есть принятые требования по содержанию вагонного парка, грузов, а также по формированию поездов. Большинство отцепок происходит именно из-за неточного исполнения этих требований – где-то не доглядел осмотрщик, где-то несвоевременно предоставили информацию о грузе. Однако стоит отметить, что ситуация выравнивается, работники, ответственные за передачу вагонов, более скрупулезно подходят к выполнению своих задач. И в общем железнодорожные администрации стали относиться к этому вопросу спокойнее.

Да, цифры за I квартал 2019 года, озвученные на последнем заседании Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества (состоялось в мае 2019 года в Хельсинки. – Ред.), отражают негативную динамику по этому вопросу. В частности, указывается, что общее количество непринятых вагонов на объединенной сети выросло на 21% (+3,65 тыс. случаев) по сравнению с январем – мартом 2018 года. Однако надо понимать, что в этих цифрах учитываются любые случаи неприема на границе. При этом нередко подобные ситуации разрешаются в максимально короткие сроки. Возьмем пример на белорусско-литовской границе. Вагон, перевозящий на экспорт продукцию "Беларуськалия", литовские таможенники отцепляют для весового контроля – обычная проверка, имеют право. Принимающая железнодорожная администрация при этом разводит руками – у них причин для непринятия вагонов не было изначально. В итоге – вагон перевесили, претензий нет, проезд открыт, и непринятый (по документам) поначалу подвижной состав пропускают через границу в день отцепки. А в конечную статистику попадет факт непринятия вагона на границе.

Времена, когда дороги "пространства 1520" входили в состав единого Министерства путей сообщения, давно прошли, и сейчас помимо чисто железнодорожных вопросов проблемы на границе могут возникнуть и по линии других ведомств – таможенных служб, надзорных органов, Министерства внутренних дел. Вагоны часто отцепляются и задерживаются не из-за вагонников или движенцев, а по причине затянувшегося фитосанитарного контроля. В итоге на бумаге мы получаем негативную динамику, которая не совсем, мягко говоря, соответствует действительности. При этом такие задержки на границе учитываются в перевозочном процессе заранее. Мы же не возмущаемся, когда на границе задерживаются пассажирские поезда, мы понимаем, что это обычное соблюдение правил, часть перевозочного процесса.

На очередном заседании совета (состоится в октябре 2019 года в Минске) статистика по непринятию грузовых вагонов будет основываться уже на другой системе учета, более точно отражающей реальную ситуацию на МГСП, в связи с этим мы ожидаем весьма существенного улучшения показателей, потому что в целом можно констатировать, что в последние годы железнодорожные администрации и другие участники перевозочного процесса на "пространстве 1520" стали более дисциплинированными, к оформлению документов и соблюдению всех правил подходят более педантично, и реальных отцепок, требующих разбирательств, решения тех или иных проблем, стало намного меньше.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок17.07.2019