31-07-09 / 2009
Новости отрасли
Стать совладельцами выделяемой из ОАО РЖД ВГК предложено частным операторам, у которых возникли проблемы с лизинговыми платежами за ваг...

Первоначально руководство ОАО РЖД планировало создать только одну "Грузовую компанию", которой и передать весь имеющийся инвентарный парк. Президент монополии Владимир Якунин говорил, что железнодорожники были готовы ее создать в 2006 году, но чиновники отложили этот вопрос на целый год. В качестве одного из аргументов, чтобы не дробить вагонный парк, руководство ОАО РЖД приводило необходимость финансирования инвестпрограммы монополии и подсчитывал, что от продажи неконтрольного пакета акций столь крупного предприятия можно было бы выручить не менее 150 млрд руб. Очевидно, что это было бы и куда проще сделать технологически, поскольку не пришлось бы создавать новую систему управления вагонами параллельно с существующей в ОАО РЖД. Но министр транспорта Игорь Левитин считал, что выведение всего вагонного парка ОАО РЖД в единую компанию с последующей продажей ее акций создает повышенный риск снижения государственного контроля над одним из основных активов железнодорожной отрасли, а единственный публичный перевозчик полностью остается без вагонов. Оценив этот опыт как оправдавший ожидания, и согласившись на дробление оставшегося парка между двумя "дочками", ОАО РЖД решило передать в ПГК весь специализированный подвижной состав (цистерны, зерновозы, цементовозы, минераловозы, дозаторы и так далее) и 56 тыс. полувагонов и 8 тыс. универсальных платформ. В целом компания получила 200 тыс. вагонов. Еще 390 тыс. универсальных вагонов и платформ остались в ОАО "РЖД". Будущий глава ПГК Салман Бабаев, работавший тогда вице-президентом ОАО РЖД, пояснял, что выведение на рынок универсального подвижного состава целесообразно, когда в руках у частных операторов будет не менее 70% парка полувагонов. "Когда у ОАО РЖД будет только 30% работающих в стране полувагонов, на рынке может появиться конкуренция", - считал он. Таким образом, будущая "универсальная" специализация ВГК была предопределена еще в 2007 году. Предложение частным компаниям снять с себя нелегкий труд по оперированию вагонами и передать их под управление ОАО РЖД впервые появилось еще до кризиса, однако, логика тогда была иная. В октябре монополия заявила, что частные операторы неэффективно управляют своим вагонным парком, что создает серьезные проблемы на станциях сети общего пользования. "Собственники не спешат задействовать свои резервы под низкодоходные перевозки - их вагоны простаивают в ожидании более выгодных грузов, что приводит к общим потерям погрузочных ресурсов на сети", - пояснял старший вице-президент ОАО РЖД Вадим Морозов. Но как до кризиса, так и после, частные операторы отреагировали на предложение отдать свои вагоны главному конкуренту весьма осторожно. Вице-президент транспортной группы FESCO Алексей Гром сказал, что не может сформировать свое отношение к предложению ОАО РЖД пока они не будут уточнены его условия. Технический директор ДВТГ Ирина Чиганашкина полагает, что обменять вагоны на акции ВГК захотят мелкие собственники, сдающие вагоны в аренду. Но, например, гендиректор "Новотранса" Сергей Гришин сообщил, что его компании предложение ОАО РЖД интересно и она уже готовится к переговорам.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсант Хабаровск - Приложения31.07.2009Дайте две