22-07-20 / 2020
Новости отрасли
Сталкивается ли ваша компания с дефицитом запасных частей при ремонте вагонов?

Александр Градусов, заместитель начальника отдела по ремонту и эксплуатации подвижного состава компании "Локотранс":

– Сегодня мы не наблюдаем дефицита запасных частей для ремонта подвижного состава. Если рассматривать I квартал текущего года и второе полугодие 2019-го, ощущался дефицит колесных пар, стоимость на них была завышена. Это та категория запасных частей в составе вагона, которая является дорогостоящей и наиболее подвержена ремонту (обточке) с последующим уменьшением толщины обода, что в конечном итоге приводит к замене цельнокатаных колес (ЦЦК).

Если раньше жизненный цикл колеса составлял 7 и более лет, то сейчас примерно 5–6 лет. В большинстве это зависит от эксплуатационной инфраструктуры железнодорожной сети. Сегодня стоимость на основные запасные части (колесные пары и крупное вагонное литье) значительно снижается, невозможно сказать, от чего это зависит. Вагоноремонтные предприятия, заводы, а также частные компании предлагают большой ассортимент для клиента, все есть в наличии. Главным условием является финансовая возможность компании для покупки запасных частей.

Владимир Прокофьев, советник генерального директора "Балттранссервиса":

– Проблем с поиском запасных частей нет, рынок перенасыщен предложениями. Есть вопрос по их стоимости, сегодня цены на колеса и боковую раму тележки (литье) необоснованно высокие. Сейчас цена нового железнодорожного колеса составляет 230 тыс. руб. Мое мнение – его реальная, адекватная стоимость не должна превышать 120 тыс. руб. Такие цены на комплектующие приводят и к завышенным расценкам на покупку новых вагонов.Артур Нурмухамедов, генеральный директор ABC-RAIL:

– При таком профиците вагонов в дефиците могут быть только запчасти для специализированного подвижного состава и моделей вагонов, которые уже не выпускаются.

Например, рефрижераторы попадают в такую зону риска. Сейчас переизбыток парка на сети достиг гигантского показателя – 211 тыс. вагонов. Выпуск вагонов сокращается, значит, комплектующие идут не на сборочные, а на вагоноремонтные предприятия. Но даже если вообще остановить все транспортное машиностроение в стране, профицит сохранится еще минимум пять лет. Эти незадействованные в работе вагоны станут донорами запчастей. Владимир Зверев, директор по эксплуатации и содержанию вагонного парка Первой грузовой компании:

– В 2020 году ПГК не испытывает острого дефицита запасных частей при ремонте вагонов.

Однако есть ряд организационных сложностей. Например, проблема создания оборотного фонда деталей на всей территории России для работы с вагонами повышенной грузоподъемности. Ремонтные предприятия могли бы предлагать услугу по типу "все включено" – не только выполнять работы, но и предоставлять необходимые запчасти. Кроме того, сложно доставлять детали на удаленные и малодеятельные участки ТОР, принадлежащие РЖД.

В этом случае ПГК и любой другой оператор несут существенные издержки, поскольку объем выполняемых ремонтов незначительный, а расстояние, на которое требуется отправить запчасти, составляет порой 500–1000 км и более. Проблему можно было бы решить за счет создания силами перевозчика оборотного запаса деталей на данных участках. Другое возможное решение – объединение усилий операторами и обеспечение их запчастями самостоятельно. Денис Семенкин, первый заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава:

– На рынке запчастей существуют дефицитные позиции – в основном это редко встречающиеся детали, предназначенные для определенных типов вагонов, или запасные части, которых нет в наличии на вторичном рынке.

Все они для категории новых вагонов. В первом случае речь идет о концентрирующих палочках – в этом году они стали обязательными для установки на фитинговые платформы и крытые вагоны повышенной грузоподъемности.

Также есть потребность в бортах для универсальных платформ. Во втором случае это детали и узлы для инновационных вагонов и поглощающие аппараты класса Т3, установленные на вагонах-цистернах. Поскольку такие запасные части отсутствуют на вторичном рынке и нужны они редко, клиенту приходится потратить больше времени на заказ и ожидание этой поставки.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок22.07.2020