30-11-16 / 2016
Новости отрасли
Стальная опора региона

Акционерное общество "Железные дороги Якутии" – это, по сути, целая железнодорожная отрасль самого большого и одного из самых богатых по природным запасам субъекта Российской Федерации. О том, как работает эта магистраль сегодня, мы попросили рассказать председателя Совета директоров АО "Железные дороги Якутии" Анатолия Скрыбыкина.

Анатолий Скрыбыкин, председатель Совета директоров АО "Железные дороги Якутии" – Анатолий Николаевич, как живет и трудится сегодня АО "АК "Железные дороги Якутии"?

– Как у любого предприятия, у АК "ЖДЯ" есть свои достижения, есть и свои трудности. Благодаря поддержке главы Республики Саха (Якутия) Егора Афанасьевича Борисова, правительства РС(Я), в частности возглавлявшей его Галины Иннокентьевны Данчиковой, было выделено финансирование в размере 2 млрд руб. на завершение строительства участка Беркакит – Томмот и увеличение его пропускной способности. Своевременно проведенные мероприятия позволили компании подготовиться к увеличению объемов угля, отгружаемого угледобывающими предприятиями Южной Якутии. По итогам работы за девять месяцев железнодорожники Якутии перевезли более 3 млн тонн грузов, что почти наполовину больше, чем в прошлом году за этот же период. Нельзя не отметить в том числе и рост показателей в части завоза грузов в нашу республику. Так, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 51% выросли объемы перевозок нефтепродуктов, на 41% больше ввезено строительных грузов, на треть повысились перевозки грузов в контейнерах. Это хорошие результаты, и при сохранении имеющейся динамики в 2017 году планируется увеличить общий объем перевозок в два раза.

На сегодняшний день итоги неплохие, но не стоит останавливаться на достигнутом, необходимо и в дальнейшем прилагать все усилия для ввода в постоянную эксплуатацию не только участка Томмот – Нижний Бестях, но и участка Беркакит – Томмот, то есть всей линии целиком. Ведь не достроив Беркакит – Томмот, мы не обеспечим нормальное перенаправление грузопотока по участку Томмот – Нижний Бестях. Железнодорожная линия открывает большие возможности для экономики региона. В частности, снижение затрат на вывоз продукции делает конкурентоспособными местные производства лесопереработки, нефтепереработки, черной металлургии, газохимии и других отраслей.

– А как обстоят дела с завершением строительства железной дороги до станции Нижний Бестях?

– С первого дня строительства этого важнейшего для республики объекта день передачи его в постоянную эксплуатацию – самое ожидаемое событие. Вот уже около трех лет строительные работы на нем практически не ведутся. В документах это сооружение значится как незавершенное строительство. В 2014 году был подписан акт ввода во временную эксплуатацию участка Томмот – Нижний Бестях, на основании этого документа железнодорожная линия была передана АК "ЖДЯ", но, во-первых, она ограничена в использовании как временно эксплуатируемая, а во-вторых, она без конечной станции. Станция Нижний Бестях сегодня не сдана даже во временную эксплуатацию. Отсутствие конечного пункта доставки грузов создает трудности, сдерживающие полноценную работу инфраструктуры. Невозможно оформить никакие перевозочные документы, ведь нельзя отправить груз в место, которого официально не существует. В свою очередь, федеральные структуры, в чьем ведении находится ввод железнодорожных линий в эксплуатацию, из-за статуса незавершенного строительства не могут по закону, с присвоением кодов единой сетевой разметки открыть станцию Нижний Бестях. Неоднократные обращения АК "Железные дороги Якутии" в Росжелдор с этой инициативой останавливаются из-за того, что дорога не достроена.

Сложившаяся ситуация по своей сути трагична для некоторых участников процесса перевозки. Например, таких, как логистический центр, в создание которого вложены немалые средства, а начать свою работу на новой станции он не может, так как не согласована точка примыкания подъездного пути.

И абсурдна для экономики региона. Потому что в рамках обкатки пути, являющейся необходимой стадией строительства железной дороги по техническому регламенту строительства железных дорог, разрешающей частичное использование линии, за 2015 год на участке было переработано 329 тыс. тонн, а за девять месяцев этого года – 379 тыс. тонн грузов. Проведенный РЭК республики сравнительный анализ транспортных затрат по схемам: первая – Беркакит – Томмот (железнодорожным транспортом) и далее Томмот – Якутск (автомобильным транспортом), вторая – с использованием железнодорожной линии Томмот – Нижний Бестях показал, что за счет использования второй схемы экономический эффект для Республики Саха (Якутия) в 2015 году составил более

500 млн, а за 9 месяцев текущего года – уже около 600 млн руб. Напомню, что это в условиях серьезных ограничений при эксплуатации дороги. Естественно, если линия заработает на полную мощность в стадии постоянной эксплуатации, экономический эффект станет существенно выше.

– Когда же, на ваш взгляд, этот участок пути заработает в полную силу?

– Недавно Арбитражный суд принял решение о нерасторжении государственного контракта между ФАЖТ и ЗАО "Инжтрансстрой" – компанией, которая строила железнодорожную линию, но впоследствии работы прекратила в связи с вступлением в процедуру банкротства. Это решение, на мой взгляд, исключает оптимистичную перспективу и отодвигает дату ввода дороги в постоянную эксплуатацию на неопределенный срок. По сути дела, ЗАО "Инжтрансстрой", по решению суда оставшееся генподрядчиком, – банкрот с введенным в отношении него конкурсным управлением, а железнодорожная линия Томмот – Нижний Бестях числится на его балансе как объект незавершенного строительства и находится под его администрированием.

Для решения вопроса ввода в постоянную эксплуатацию этого железнодорожного участка необходимо серьезное и многогранное взаимодействие ФАЖТ, правительства Республики Саха (Якутия), ЗАО "Инжтрансстрой". Что касается АО "АК "ЖДЯ", то компания готова приступить к проведению комплекса мероприятий по подготовке к работе в рамках прямого железнодорожного сообщения до станции Нижний Бестях и к использованию линии в полном объеме в любой момент.

– Анатолий Николаевич, вы сказали выше, что планируется увеличить объемы перевозок в два раза, то есть довести до 6 млн тонн. А есть ли еще какие-то составляющие, кроме роста объемов транспортировки угля и ввозимых грузов, которые могут повлиять на выполнение планов?

– Конечно. В первую очередь само предприятие должно быть готовым перевозить возрастающий объем грузов – и технически, и кадрово. Программа модернизации и увеличения локомотивного парка в АК "ЖДЯ" реализуется уже несколько лет. Она сформирована на основе разработок ученых и успешно поэтапно внедряется в жизнь. Сегодня локомотивный парк "Железных дорог Якутии" насчитывает более 40 тепловозов, способных обеспечить тягой все категории поездов. Кроме того, у компании есть специализированные цеха и вспомогательные производства, позволяющие осуществлять различные виды ремонтов и технического обслуживания локомотивов, которые еще несколько лет назад выполнялись только при помощи сторонних организаций, прежде всего локомотивного депо станции Тында. С каждым годом все больше звеньев технологических цепочек производственного цикла выполняются в АК "ЖДЯ". В 2014 году завершились строительные работы по удлинению цеха по ремонту в объеме ТО-2 локомотивного депо станции Алдан, и теперь компания имеет возможность проводить ремонт тепловозов в трехсекционном исполнении своими силами. В настоящее время продолжается строительство основного корпуса третьей очереди локомотивного депо.

В дополнение к корпусам для проведения ремонтных циклов ТО-2 и ТО-3 (ТР-1) тепловозов построен отдельный новый корпус для ремонта по циклу ТО-4. Это позволяет АК "ЖДЯ" самостоятельно выполнять капитальный ремонт основного и дополнительного оборудования, тем самым повышая эффективность работы локомотивного парка.

Кадровый потенциал "Железных дорог Якутии" пополняется за счет взаимодействия с правительством республики и ведущими отраслевыми образовательными учреждениями страны на основании подписанных соглашений о подготовке молодых специалистов. На предприятии создаются условия, обеспечивающие начинающим железнодорожникам не только возможность хорошо трудиться, но и достойно жить. В частности, реализуется жилищная программа. Уделяется большое внимание оздоровлению трудового коллектива. В этом году начал работу современный высокотехнологичный клинико-диагностический центр, где могут проверить и поправить свое здоровье не только железнодорожники и члены их семей, но все жители Алданского района. В День народного единства был открыт спортивный комплекс "Локомотив", у которого есть все предпосылки стать отличным спортивным пространством и местом отдыха для работников ЖДЯ и семей железнодорожников.

Вдумчивая забота о качестве жизнедеятельности сотрудников и рачительное отношение к технической оснащенности предприятия – это целенаправленная политика руководства компании. Потому что АК "ЖДЯ" – неотъемлемая часть создания территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), это касается и развития территории Южной Якутии с проектом ООО "УК "Колмар", и планирующегося к формированию в районе Нижнего Бестяха крупнейшего на северо-востоке России транспортно-логистического узла, объединяющего три федеральные автодороги, железнодорожную магистраль и водную транспортную артерию, связывающую БАМ с Северным морским путем.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок30.11.2016