05-06-14 / 2014
Новости отрасли
Стадии роста

Сегодня свой 65-летний юбилей отмечает Улан-Баторская железная дорога, играющая ключевую роль в транспортной отрасли Монголии. За эти годы перевезено более 550 млн тонн грузов и 125 млн пассажиров, а сейчас 77% грузовых и 30% пассажирских перевозок в Монголии осуществляется железнодорожным транспортом. В настоящий момент протяженность УБЖД составляет 1815 км, на предприятии работают около 15 тыс. сотрудников.

Доверительное управление помогло модернизации УБЖД. Выступая на международной конференции «Евро-азиатский транспорт: Региональное участие» в Улан-Баторе первый вице-президент ОАО «РЖД», председатель правления акционерного общества «Улан-Баторская железная дорога» Вадим Морозов подчеркнул, что единая с российскими железными дорогами техническая база и ширина колеи обуславливает стратегию развития и программу модернизации УБЖД.

«В силу географического положения Улан-Баторская железная дорога имеет большой потенциал для транзитных перевозок в сообщении Европы и России с Китаем и странами АТР, объективно являясь естественным сухопутным мостом в этом направлении», – отметил он.

До перехода магистрали в доверительное управление техническое состояние основных производственных фондов УБЖД негативно влияло на пропускную способность дороги, а также препятствовало освоению перспективных объемов перевозок, в том числе транзитного грузопотока. Износ подвижного состава составлял свыше 70%, верхнего строения пути – более 50%. Долговые обязательства по кредитам и займам составляли 194,25 млрд туг. ($132,79 млн), убытки достигали 6,6 млрд туг.

В результате принятых ОАО «РЖД» мер по оказанию технической и практической помощи в 2010 году впервые за долгое время были обеспечены существенные положительные результаты работы УБЖД (в сравнении с 2009 годом объем перевозок достиг 122%, рост грузооборота составил 31%) и получена прибыль в размере 23,5 млрд туг.

Заинтересованность в развитии потенциала УБЖД закреплена в президентской декларации о развитии стратегического партнерства между Россией и Монголией от 25 августа 2009 года. В ней нашла отражение совместно разработанная концепция развития монгольской железнодорожной инфраструктуры, ключевыми принципами которой являются единство сети, стандарта и управления. Впоследствии она стала основой государственной политики развития железных дорог, одной из приоритетных задач которой стала модернизация УБЖД.

В качестве первого шага на пути к этой цели было создано совместное предприятие КОО «Развитие инфраструктуры» с паритетным участием российской и монгольской сторон. В конце 2012 года уставный капитал УБЖД был совместно увеличен на $250 млн.

Часть средств в объеме $123,9 млн была направлена на погашение кредита, использованного для приобретения локомотивов. Всего было приобретено 31 магистральный локомотив серии 2ТЭ116УМ и 7 маневровых тепловозов ТЭМ18ДМ российского производства.

С 2009 года наблюдается устойчивая динамика роста всех основных показателей деятельности дороги. В 2013 году погрузка оказалась рекордной за всю историю УБЖД с увеличением к уровню 2009 года на 61%. В пассажирском движении за 2013 год перевезено 3,8 млн пассажиров, что означает 21% роста. Грузооборот увеличился на 53,8% и составил 12 млн ткм.

2013 год стал для дороги рекордным также по выполнению выгрузки, объема перевезенных грузов, среднего веса поезда, производительности локомотива, скорости движения поездов.

Показатели, характеризующие качество перевозок, также возросли. Техническая и участковая скорость увеличена на 8,4% и 13,7%, до 50 км/ч и 42,2 км/ч соответственно. Простой вагона на одной технической станции снижен на 1,98 часа, или на 28% (с 7,05 до 5,07 часа) по сравнению с уровнем 2009 года. За счет этого оборот грузового вагона сократился на 11,5%, или 0,6 суток (на 14,5 часа). Средний вес поезда увеличился на 29% (726 тыс. тонн брутто) и достиг показателя 3220 тонн. Это позволило увеличить производительность локомотива и вагона на 46,2% и 19,7% соответственно.

Чтобы достичь таких результатов, в период с 2009 по 2013 год выполнено оздоровление 652 км главного пути, в том числе капитально отремонтирован 281 км пути, произведена реконструкция 8 станций, сдан в эксплуатацию второй путь протяженностью 3,5 км на участке от станции Замын-Ууд-1 до государственной границы с КНР. В результате этого повышены скорости движения на 47 главных и боковых станционных путях и 612 км пути главного хода.

Увеличение технической скорости (на 50%) достигнуто посредством изменения режимов вождения поездов и уменьшения времени хода по перегонам, применения реостатного торможения (на 20%), отмены и переноса мест пробы тормозов (на 30%).

Производительность локомотива возросла на 67% за счет увеличения среднего веса поезда и на 23% за счет увеличения участковой скорости. В результате улучшения качественных показателей использования подвижного состава условная экономия эксплуатационных расходов составила порядка 3,4 млрд туг. в среднем за год.

В целом доходы дороги возросли на 92%, с 342 млрд туг. в 2009 году до 658 млрд – в 2013 году, в том числе за счет роста приведенной работы на 52% доходы увеличились на 69%.

Увеличение доходных поступлений позволило своевременно погасить кредитные обязательства. В течение 5 лет дорога досрочно и полностью закрыла кредиторскую задолженность по кредитам на общую сумму 45,1 млрд туг., а также снизила обязательства на 25,5 млрд туг. по оставшимся кредитам. В 2013 году обязательства по заемным средствам составили 128,3 млрд туг.

В 2013 году расходы на перевозках составили 99,1% к бюджетному заданию с экономией 0,6 млрд туг. В 2013 году дорога обеспечила прибыль в размере 36,4 млрд туг., что на 56% выше уровня 2010 года.

Производительность труда работников дороги на человека к 2009 году увеличилась на 43,8% (с 82 до 118 тыс. ткм) за счет увеличения приведенной работы на 52%. Ежегодный прирост производительности труда по дороге составляет в среднем 11%, при этом численность работников увеличилась всего на 2,6% (с 14621 до 15002 человек).

Правительство Монголии уделяет большое внимание вопросам развития железнодорожной отрасли. До 2020 года за счет государственных инвестиций планируется построить 5,6 тыс. км железных дорог.

В настоящий момент на дороге утверждена и реализуется программа 1-го этапа технической модернизации УБЖД на период 2013–2015 год с общим объемом инвестиций на уровне $256,86 млн. Программа 2013 года выполнена в полном объеме, а в текущем году дорога реализует программу в соответствии с установленными графиками.

В 2009 году провозная способность дороги составляла 16 млн тонн грузов в год. Модернизация позволит повысить ее до 28 млн тонн до конца 2014 года, а до конца 2015 года – до 34,1 млн тонн грузов в год (пропускная способность до 32 пар поездов в сутки), то есть в 2,2 раза к уровню 2009 года, а также подготовить УБЖД для обеспечения прогнозируемых объемов перевозок в последующие годы в соответствии с темпами развития экономики Монголии и усилить конкурентоспособность в коридоре перевозок, соединяющем Европу и Азию.

Модернизация УБЖД обеспечит транзит российских грузов в рамках «Северной логистической системы» и объединит транспортные системы России, Монголии и Китая. По предварительным оценкам китайских специалистов, грузовая база в конечном итоге может составить около 100 млн тонн в год, но уже сейчас можно говорить о реальной грузовой базе транзитных перевозок российского угля и железной руды в северные и центральные районы Китая в размере 10 млн тонн в год.

Первый заместитель начальника УБЖД Игорь Домбровский подчеркнул важность общего вклада коллектива сотрудников предприятия в его развитие. «Позвольте выразить благодарность всем работникам и ветеранам железной дороги, членам правления, акционерам АО «УБЖД», которые на протяжении многих лет создавали фундамент, на котором сегодня базируется работа дороги», – отметил он.

Он также констатировал, что Улан-Баторская железная дорога является основой экономики Монголии и залогом ее успешного развития в будущем.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок05.06.2014