29-10-23 / 2023
Новости отрасли
Стабильное движение в условиях ограничений

С начала года перевозки грузов и пассажиров растут. О том, при помощи каких технологий удается пропускать такие объемы, рассказывает заместитель генерального директора ОАО "РЖД" – начальник Центральной дирекции управления движением Михаил Глазков.

Рекорды года

– Михаил Олегович, за 9 месяцев РЖД перевезли больше пассажиров и грузов, чем за аналогичный период 2022 года, показатели которого стали рекордными. Что особенно впечатляет?

– Приятно отметить, что, несмотря на все сложности, как внешнеэкономические, так и внутренние, объемы железнодорожных перевозок в России увеличиваются. По итогам работы за 9 месяцев тарифный грузооборот достиг максимальных за весь период деятельности компании размеров и составил почти 7,3 млрд ткм в сутки. Это выше уровня прошлого года на 1%. Рекордных параметров грузооборот достиг и на самом грузонапряженном направлении сети – в границах Восточного полигона.

С ростом грузооборота увеличивается и количество вагонов, передаваемых по стыковым пунктам. Ежесуточно мы передавали 111 тыс. груженых вагонов, что тоже выше плановых значений на 1,4% и уровня прошлого года – на 0,4%. Наибольший рост достигнут на дорогах восточного направления, где передача увеличена к уровню прошлого года почти на 5%. Среднесуточная передача по наиболее лимитирующему сечению Восточного полигона – Петровский Завод и Хани – возросла на 3,9%.

Добавить к достижениям можно также объем выгрузки вагонов. С начала года выгружалось почти 54 тыс. вагонов в сутки, что выше уровня прошлого года на 844 вагона, или на 1,6%. Это также рекордный показатель за последние 10 лет. Вместе с общей выгрузкой росла и выгрузка в российских морских портах: по итогам 9 месяцев она составила 17 тыс. вагонов, с увеличением к уровню 2022-го почти на 1000 вагонов, или на 6%.

– За счет чего удается пропускать рекордные объемы?

– Активно развивается инфраструктура. С начала года завершена реконструкция 19 объектов, что позволило повысить пропускную способность на отдельных участках сети. Строительно-монтажные работы продолжаются. До конца 2023-го предстоит завершить реконструкцию еще на 89 объектах. При условии своевременной сдачи всех планируемых объектов к концу года провозная способность дорог Восточного полигона составит 173 млн тонн при существующих 158 млн.

Неотъемлемым условием повышения пропускной и провозной способности является реализация дополнительных технических и технологических решений. Одно из них – технология интервального регулирования с использованием виртуальной сцепки. За 9 месяцев в этом режиме только по дорогам Восточного полигона проведено более 24 тыс. поездов с увеличением их количества к аналогичному периоду 2022 года в 3,5 раза.

В сентябре проведен уникальный эксперимент по ведению пяти поездов в режиме виртуальной сцепки от станции Смоляниново до Облучья.

Для сокращения количества переработок в пути следования и увеличения скорости продвижения грузопотоков Центральной дирекцией управления движением с начала года включено в план маршрутизации около 50 поездов с массовыми грузами – углем, рудой железной, нефтепродуктами, черными металлами и другими грузами. Так, для перевозки данных грузов предусмотрено формирование маршрутов массой 6300 и 7100 тонн назначением на припортовые станции Дальнего Востока, Юга России и Октябрьской дороги. Маршрутизация грузов по итогам работы за 9 месяцев составила почти 58% от общей погрузки, что выше уровня 2022 года на 2,7%.

При этом маршрутизация угля и железной руды больше уровня прошлого года на 3,5% и 2,9% соответственно, химических и минеральных удобрений – на 4,6%, а нефтепродуктов – на 2,7%.

Ключевым инструментом обеспечения оптимальных качественных характеристик перевозочного процесса является график движения поездов, предусматривающий развитие тяжеловесного движения (массой 10 500 тонн – 4 поезда, массой 9000 тонн – 17 поездов, массой 8000 тонн – 49 поездов, массой 7100 тонн – 115 поездов), которое обеспечено локомотивами повышенной мощности, а также курсирование транзитных контейнерных поездов, в том числе объединенных. В этом году по контрольным участкам Новый Ургал – Комсомольск-Сортировочный, Известковая – Волочаевка обеспечен пропуск 33 поездов массой более 7 тыс. тонн в сутки. Это превышает размеры аналогичного периода прошлого года в 1,5 раза. Дополнительно перевезено 2,4 млн тонн грузов.

Вдвое увеличены размеры пропуска соединенных грузовых поездов. За счет этой меры дополнительно перевезено 1,5 млн тонн грузов.

Кроме того, в графике на 2023 год оптимизированы размеры движения пассажирских поездов за счет их объединения в двухгруппные и максимального пакетирования, пересмотрена технология предоставления "окон".

Положительная динамика, связанная с освоением возрастающих объемов перевозок в направлении портов Дальнего Востока, во многом явилась и результатом структурных преобразований компании и создания в Иркутске Центра управления перевозками на Восточном полигоне. Планируется тиражирование полигонных технологий на сеть.

Избыточный парк

– На сети сегодня 1,3 млн грузовых вагонов, которыми управляют 1866 операторов. Насколько избыточен этот парк?

– В последние годы сохраняется тенденция, когда вагоны поступают на сеть темпами, значительно превышающими темпы вывода их из эксплуатации. В результате количество вагонов российской принадлежности достигло исторического максимума. Разбалансировка наличия перевозочных ресурсов, выполняемой работы и возможностей инфраструктуры для их размещения, с учетом технологического предназначения каждого элемента инфраструктуры, привели к отрицательной динамике основных показателей, оценивающих не только качество и эффективное использование грузовых вагонов, но и качество перевозок в целом. В сравнении с 2018 годом оборот вагона вырос на 21%, простой на одной технической станции – на 48%, простой местного вагона – на 22%, производительность вагона снижена на 13%, участковая скорость – на 7%.

Для повышения качества планирования основных эксплуатационных параметров меняются подходы и алгоритмы оценки возможностей инфраструктуры, нормирования вагонных парков. В условиях повышенного предъявления груза к перевозке на отдельных направлениях сети уделяется особое внимание вопросу сбалансированности объема согласованных заявок на перевозку грузов и возможностей инфраструктуры. Для решения этой задачи предусмотрен новый формат расчета возможностей инфраструктуры, разработана методика. Она предусматривает использование нормативных параметров работы инфраструктуры, а также актуальные графики движения, учитывающие текущую ситуацию на сети. Завершены работы по ее автоматизации.

Модернизирована система расчета нормативного наличия парка груженых вагонов, следующих в порты. Ведется работа по изменению подходов к нормированию парка вагонов в транзитном и местном сообщении. Новые алгоритмы расчета исключают метод экспертной оценки на основе статистических наблюдений за истекший период. Результатом этой работы станет переход от укрупненных статистических расчетов к посуточному планированию возможностей инфраструктуры, снижению влияния человеческого фактора на разных этапах планирования, а также прозрачность процесса для всех пользователей железнодорожного транспорта.

Разработан временный порядок формирования плановой "шахматки" вагонопотоков в разрезе "станция – станция" на предстоящий месяц с последующей автоматизацией данного процесса в рамках модуля "Месячный клиентский план погрузки". В целевом состоянии принципиально важными являются условия взаимодействия с клиентами именно в разрезе конкретных станций назначения.

Институт экономики и развития транспорта провел оценку влияния избыточного парка грузовых вагонов. По итогам сентября 2023 года профицит рабочего парка на сети превысил 195 тыс. вагонов, причем основная его доля – более 70% – размещена на особо грузонапряженных направлениях: юго-западном и восточном, а также в местах массовой погрузки в границах Западно-Сибирской дороги. Результатом является рост издержек, как для РЖД так и для грузовладельцев.

– Какие меры дирекция предлагает для улучшения модели взаимодействия с операторами?

– Мы предлагаем в рамках методических рекомендаций закрепить единые подходы к определению размеров потребного парка и дальнейшие меры по рациональному размещению невостребованных вагонов, в первую очередь на путях необщего пользования и в границах станций, расположенных на участках с низкой интенсивностью движения. Эта инициатива была поддержана Росжелдором, методические рекомендации согласованы и направлены всем причастным. Разработанные алгоритмы запланировано протестировать в течение 2024 года, и при необходимости будут внесены корректировки.

Кроме того, ведется активное взаимодействие по вопросу сокращения объемов непроизводительного перемещения порожних вагонов. В качестве положительного примера можно привести новую технологию отправления контейнерных поездов из полувагонов с Дальнего Востока. Для этого в графике движения поездов предусмотрены дополнительные расписания. Технология предполагает использование полувагонов после выгрузки для перевозки крупнотоннажных контейнеров, сокращая непроизводительные пробеги фитинговых платформ и повышая эффективность использования подвижного состава за счет сдвоенных грузовых операций.

Тем не менее сегодня по сети во встречном направлении ежесуточно следует более 19,2 тыс. порожних полувагонов. Как результат возникает необходимость дополнительного пропуска более 100 тыс. поездов в год, что оказывает нагрузку на инфраструктуру и требует содержания соответствующего количества локомотивов и бригад.

Минимизация встречных перемещений порожних полувагонов высвободит парк в объеме 68 тыс. единиц, а также нитки графика на лимитирующих направлениях, и позволит обеспечить дополнительную погрузку не менее 300 тыс. тонн ежесуточно.

Немаловажно, что в условиях роста нагрузки на инфраструктуру нужен сбалансированный подход к необходимому количеству подвижного состава под заявленные объемы погрузки. Только за 9 месяцев 2023 года почти 530 тыс. вагонов, поданных под погрузку, не были использованы грузоотправителями. В результате направления порожних вагонов в количестве, значительно превышающем необходимые объемы, на инфраструктуре компании было временно размещено более 20 тыс. порожних вагонов.

Мы продолжим реализацию совместных инициатив ОАО "РЖД", основных грузоотправителей и операторских компаний, направленных на выстраивание эффективной логистики, повышение доли сдвоенных операций и минимизацию встречного перемещения порожних вагонов.

Капризы природы

– Нарушение инфраструктуры в результате разгула стихии оказывает влияние на график движения. Есть ли механизмы для минимизации последствий сбоев поездопотока?

– Такие механизмы, конечно же, есть. Это конвенционные ограничения погрузки и заадресовки порожнего подвижного состава на лимитирующие направления, следование поездов кружностью, в обход барьерных мест, временные, до ликвидации последствий нарушения безопасности движения, задержки в пути грузовых поездов, изменение плана формирования поездов, применение технологии соединения и объединения грузовых поездов для форсирования уменьшенной пропускной способности. Также для обеспечения ресурсами пропуска повышенного объема вагонопотока дублирующих направлений мы перераспределяем на другие участки работы локомотивы, локомотивные бригады, осмотрщиков вагонов.

При поступлении от служб метеорологии штормовых предупреждений реализуется контрольная проверка состояния инфраструктуры, готовности и исправности технических средств оперативного реагирования, а также сформированных для таких случаев противоразмывных поездов. Если погодные аномалии носят более глобальный характер, например прогноз подхода циклонов, то осуществляется концентрация и резервирование ресурсов на участках выпадения обильных осадков.

Бывает и так, что из-за разгула стихии происходит остановка в движении. Примером может служить размыв пути, допущенный в результате выпадения обильных осадков и разрушения дамбы на перегоне Нижнеангарск – Холодный на БАМе.

Необходимо понимать, что на Восточном полигоне отсутствует имеющаяся в центральной части разветвленная сеть рокадных ходов, позволяющая оперативно изменить направление следования поездо-потока. Последствия нарушения графика там всегда более тяжелые. Тем не менее механизмы определены и реализуются в полной мере. Когда движение на перегоне Нижнеангарск – Холодный было полностью прекращено, основная нагрузка в пропуске поездопотока легла на Транссиб. Всего тогда было временно задержано в продвижении около 80 грузовых поездов на территории от Западной Сибири до Дальнего Востока, еще 30 грузовых проследовали кружностью через главное направление Транссиба. Было задержано восемь пассажирских поездов, проследовало измененным маршрутом шесть, назначено 15 дополнительных пассажирских поездов. В связи с размывом земляного полотна были введены конвенционные ограничения, которые привели к потерям погрузки 2096 вагонов, или 148 тыс. тонн грузов, в том числе в порты – 1932 вагона (138 тыс. тонн).

Последствия от размыва пути были минимизированы. В результате в условиях объявленной чрезвычайной ситуации был обеспечен вывоз пассажиров с участков БАМа, организован пропуск грузопотока в направлении Дальнего Востока, полностью реализован план ремонта, текущего содержания пути и строительства новых объектов.

Вместе с тем принимались меры и для выполнения задания по перевозке грузов на контрольных участках. Так, потери погрузки были восполнены за счет поднятия и пропуска до станций назначения задержанных в продвижении поездов, количество отставленных от движения на сети груженых вагонов назначением на станции ДВЖД сокращено на 10%, или 1110 вагонов.

"Цифра" помогает управлять

– Челябинск-Главный стал базовой станцией для обкатки технологий проекта "Цифровая железнодорожная станция" (ЦЖС). Какие результаты она показывает? Какие из проверенных здесь технологий уже внедряются на других сортировках?

– Цифровая станция – это комплекс взаимосвязанных технических средств и устройств с минимальным участием человека.

Сейчас на станциях сети информация о технологических операциях вводится вручную, это порой приводит к ошибкам и искажению информации. Цифровая станция позволит перейти на малолюдные технологии работы и получение достоверных данных о событиях с объектами непосредственно с технических устройств. Это станет основой для развития управляющих функций и реализации интеллектуальной системы планирования работы станции в увязке с работой направления в целом.

В рамках проекта предстоит автоматизировать горочный комплекс, процессы технического и коммерческого осмотров, закрепление и расцепку вагонов на сортировочных горках. Также будет реализована автоматизация установки станционных маршрутов, передача управляющих команд на устройства низовой автоматики и локомотивы, использование функции "автомашинист".

На пилотной станции проекта – Челябинске-Главный – в соответствии с утвержденным паспортом завершение работ запланировано в 2025 году. Сейчас здесь тестируется робототехнический комплекс автоматической расцепки составов, установленный на мобильной платформе. Он осуществляет автоматическую расцепку вагонов. Робот передвигается по специальной рельсовой конструкции, установленной вдоль пути, и манипулятором расцепляет вагоны, ориентируясь в пространстве с помощью системы технического зрения. Внедрение комплекса выводит людей с потенциально опасных участков работы и увеличивает скорость роспуска составов.

Модульный принцип построения позволяет обеспечить тиражирование отдельных модулей проекта ЦЖС на большем количестве станций и реализовать максимально возможную автоматизацию каждой конкретной станции в зависимости от ее типа и технического оснащения.

В 2022 году программные модули планирования и контроля исполнения тиражированы на 80 важнейших станций. В планах 2023 года ожидается их внедрение еще на 114 станциях. До 2025 года мы видим их внедрение на всех сортировочных, участковых и грузовых станциях: важнейших, внеклассных и 1-го класса – всего на 403 станциях.

– Как меняются автоматизированные системы управления движением?

– Центральная дирекция управления движением активно участвует в цифровизации бизнес-процессов и является самым крупным функциональным заказчиком цифровых сервисов в ОАО "РЖД". Одно из ключевых направлений развития дирекции – реализация внутренней цифровой экосистемы сервисов с постоянным развитием сотрудников.

За весь период цифровизации реализовано 304 комплекса задач в 79 информационных и управляющих системах. Только с 2019 года внедрено 20 принципиально новых автоматизированных комплексов, в том числе 10 модулей интеллектуальной системы управления железнодорожным транспортом и два модуля цифровой станции.

На сегодняшний день в дирекции практически не осталось рабочих мест, где не была бы предусмотрена автоматизация и цифровизация труда. Приоритетные проекты направлены на повышение эффективности и безопасности работы станций, центров управления перевозками и технологического персонала, а также переход на малолюдные технологии, вывод работников из опасной зоны деятельности и обеспечение безопасности движения.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок30.10.2023