17-06-13 / 2013
Новости отрасли
Срок эксплуатации вагонов можно существенно увеличить, если соблюдать простые правила при погрузке

Хабибула Туранов, профессор Уральского государственного университета путей сообщения

Сейчас, когда тема срока службы подвижного состава и изломов его литых деталей обсуждаема как никогда ранее, впору вспомнить о способах его продления и предотвращения крушений.

Хабибула Туранов, профессор Уральского государственного университета путей сообщения

Проведённые в нашем университете исследования дают мне основания утверждать, что подвижной состав (по крайней мере полувагоны и платформы) имеет значительный остаточный ресурс срока эксплуатации. Другими словами, он мог бы служить намного дольше, если бы грузы размещались правильно. Точный процент этого резерва просчитать сложно, но цифра, безусловно, внушительная.

Желание грузоотправителей максимально рационально использовать полезную площадь и грузоподъёмность вагонов вполне понятно, и расчётчики следуют их указаниям. Способствует этому и техническая документация. Так, приложение № 14 к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении определяет допустимое смещение общего центра тяжести груза в продольном направлении в зависимости от общей массы груза на вагоне. Аналогично рассчитывается и величина его смещения в поперечном направлении, но при этом учитывается ещё и высота общего центра тяжести вагона с грузом над уровнем головок рельсов. Проще говоря, сдвиги груза как вдоль, так и поперёк вагона официально не запрещены. Причём величина этих сдвигов может достигать от 60 до 300 мм вдоль вагона и от 60 до 170 мм – поперёк.

Но такие сдвиги груза в принципе недопустимы, поскольку в этом случае происходят выворачивание упорных средств крепления и провисание элементов крепления противоположного направления. Более того, элементы крепления одного направления, как показывают результаты наших исследований, будут полностью разрушены.

Всё это в конечном итоге создаёт потенциально опасную ситуацию, угрожающую безопасности движения и сохранности деталей подвижного состава: происходит перегруз буксовых узлов, приводящий к их перегреву, надрессорных балок и боковых рам тележек вагона. Возникает усталость металла, что может обернуться изломами литых деталей, сходом подвижного состава.

На всех дорогах сегодня оборудованы пункты коммерческого осмотра вагонов, где рабочие осматривают проходящие грузовые поезда на предмет провисания в вагонах элементов крепления. Если такие дефекты выявляются работниками ПКО, вагон изымается из состава для исправления крепления. Из-за этого увеличивается время следования вагона, что в итоге бьёт по грузоотправителю. А ведь эти последствия можно предотвратить, правильно разместив груз в вагоне ещё до его отправления.

Чтобы значительно увеличить срок службы подвижного состава, грузоотправителям и операторам подвижного состава при погрузке следует придерживаться принципа, который можно сформулировать одним предложением: общий центр тяжести груза должен совпадать с осями симметрии вагона. Для того чтобы достичь этого, подчас достаточно снять с вагона одну единицу груза. Да, поезд в итоге увезёт меньшую массу груза, но это с лихвой окупится большей долговечностью подвижного состава, детали которого не будут перегружаться.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок17.06.13Польза симметрии