09-09-21 / 2021
Новости отрасли
Срок доставки: долго едешь – там же будешь

По итогам II квартала 2021 года критерий исследования "Индекс качества" "соблюдение сроков доставки" был оценен респондентами на 65 баллов по 100-балльной шкале. По сравнению с предыдущим периодом показатель уменьшился на 2 пункта. В целом в II квартале сеть ехала неплохо, несмотря на ремонтные окна. "Мы здесь оценку не снижаем. Сейчас, правда, все медленнее, но пока укладываются в обещанные нормы", – сказал один из респондентов. Однако он тут же добавил, что РЖД придумали следующую уловку: сроки в договоры заложили больше, чем реально выполнимые. Другой отправитель также сообщил об увеличениях сроков доставки: "Мы оформляем вагон, но он приходит с нарушением норматива. Пишем претензию в РЖД, но оказывается, что дорога заключила с нашим грузополучателем договор об увеличении срока доставки. Мы считаем, что это незаконно и не по уставу. Потому что мы – грузоотправитель и срок доставки наших товаров нарушен. И ориентируемся на тот срок, который указан в накладной". По словам респондентов, подобных случаев было много, в частности, на Куйбышевской и Горьковской железных дорогах.

Кто-то, однако, даже повысил здесь оценку (но это было, скорее, исключение из правил), объяснив свое решение тем, что локомотивов стало больше. Правда, в достатке они появились отнюдь не на всех дорогах. Например, на СКЖД по-прежнему много тяги стоит в ремонте. Держит отправки Новороссийск и порты Дальнего Востока. Дело в том, что тягу, которую во время спада погрузки отправили в отстой, сейчас выводят медленно – она еще должна пройти ремонт, а в депо не справляются с объемом работ.

В целом недовольных комментариев было больше, что и объясняет сокращение общего балльного уровня. И ситуация разнилась в зависимости от направлений. В июне начали возникать некие задержки внутри Москвы: подача, а значит, и все остальное задерживалось до 3 суток. "У нас 6 тыс. вагонов, они ездят по всей стране – не маршрутами, а врассыпную. В отдельных уголках страны всегда что-то не довозится в срок. Поэтому сказать, какой именно процент наших отправок не доставляется вовремя, сложно. Но факт остается фактом: сроки нарушаются и всегда нарушались в среднем по стране на 2-3 дня. В отдельных случаях это 10-15 суток, в частности, на подходах к портам, например Новороссийску. В направлении на Кавказ все стоит. Теперь сложности и в направлении Казани", – рассказывает респондент.

Кроме того, как указывают клиенты, с доставкой стало хуже, потому что составы едут волнообразно. И это отчасти размывает общий профицит парка на сети. Локальные дефициты усиливаются и из-за сгущения вагонопотоков, которое, в свою очередь, возникает по причине того, что клиенты стремятся нагонять объемы отправок после того, как заявки ранее были выполнены в меньшем размере, чем заказывалось. Как правило, сгущение приводит к брошенным поездам на технических станциях, из-за чего и увеличивается срок доставки. Например, если выгрузили больше в Москве, значит, потом порожние полувагоны где-то застрянут – под Рязанью или в Нижнем Новгороде. "Есть случаи, когда из-за сгущений вагоны стоят по 15 суток на выгрузке. И еще 5 суток в таком случае будет потеряно в пути, – подсчитывает грузовладелец. – Поезд не может ехать, если инфраструктура его не пропускает".

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер09.09.2021