18-07-11 / 2011
Новости отрасли
СРО создает механизмы влияния операторов на формирование бизнес-среды

О том, необходимо ли законодательно закреплять членство в СРО операторов и что это может им дать, рассуждает юридический консультант НП "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава" Светлана Брокар.

- Светлана Николаевна, на сегодняшний день нет положения, закрепляющего обязательное членство в саморегулируемой организации операторов железнодорожного транспорта. Возможно ли дальнейшее развитие института саморегулирования в таких условиях?

- На наш взгляд, законодательное закрепление обязательного членства в СРО операторов подвижного состава даст необходимый импульс процессу осознания операторами своей социальной функции. До момента создания Совета рынка операторские компании в основном решали свои коммерческие задачи, нацеленные на повышение эффективности бизнеса. На определенном этапе структурной реформы, а именно два года назад, когда встал вопрос о дальнейшей судьбе операторов, возникло осознание необходимости участвовать в решении отраслевых проблем.

Накал давления на операторов с момента создания Совета рынка в июле 2009 года не спадает. Приходится бороться за сохранение за владельцем подвижного состава функции по управлению парком, за собственную логистику. При этом важно не быть конформистом, а учитывать все факторы, в том числе проблемы пропускной способности инфраструктуры и перевозчика. Введение обязательного членства в СРО операторов подвижного состава усилит ресурсную базу сообщества, что положительно скажется на развитии отрасли.

Без сомнения, институт саморегулирования будет развиваться и в условиях отсутствия отраслевой правовой базы, так как существуют предпосылки для объединения. Но именно СРО создает механизмы влияния операторов подвижного состава на формирование бизнес-среды.

- Есть ли у вас конкретные предложения в части создания правовой базы деятельности СРО на железнодорожном транспорте? Ведете ли вы работу в данном направлении?

- Нами подготовлен проект ФЗ о внесении изменений и дополнений в закон "О железнодорожном транспорте" в части регулирования деятельности СРО операторов. Данный документ был создан исходя из принципа объединения одного рынка услуг - по предоставлению подвижного состава для перевозок грузов. Помимо этого, в течение более полугода президиумом Совета рынка рассматривались предложения ведущих консалтинговых компаний по разработке концепции саморегулирования на железнодорожном транспорте, основанные как на общности рынка услуг, так и на принципах единства отрасли. Идет подготовка технического задания на разработку концепции. Мы ведем мониторинг всех публикаций в открытых источниках по теме саморегулирования в нашей отрасли и знакомимся с мнениями членов сообщества и экспертов. Данная деятельность будет продолжаться.

- То есть, на Ваш взгляд, лучше всего расширить нормативную базу, регулирующую СРО на транспорте, с помощью внесения отдельных положений в закон "О железнодорожном транспорте"?

- Да, вопросы СРО могли бы стать частью законопроекта о внесении изменений в федеральный закон "О железнодорожном транспорте в РФ", который в настоящий момент, насколько нам известно, находится на рассмотрении в правительстве. Но работа над ним ведется более трех лет, его принятие неизбежно сопряжено с длительными многочисленными обсуждениями и дискуссиями, учитывая значимость документа. Так что в принципе вопрос о СРО мог бы быть вынесен за обсуждение всего пакета изменений в данный закон и направлен в Госдуму депутатским объединением или депутатом при поддержке органов исполнительной власти.

- Есть ли в какой-либо отрасли положительный опыт разработки нормативной базы развития института саморегулирования, который можно было бы перенести на железнодорожный транспорт?

- Здесь напрашивается ответ: в области электроэнергетики. Но это не совсем так. Совет рынка электроэнергетики так и не приобрел статуса СРО, хотя отдельные принципы построения этого отраслевого рынка, возможно, могли бы использоваться при разработке концепции СРО в нашей сфере. Интересен опыт АСМАП, которая является и отраслевым лоббистом, и отраслевым регулятором, хотя и не имеет статуса СРО в связи с участием в ряде международных соглашений.

- Как Вы считаете, существование каких СРО участников рынка перевозок в принципе возможно (операторов, экспедиторов, перевозчиков и т. д.)?

- Мы полагаем, что СРО должны создаваться в конкурентных сферах услуг. В настоящий момент это оперирование подвижным составом. Возможно, в скором будущем конкуренция разовьется в сфере ремонта вагонов. Мы бы очень приветствовали создание СРО производителей грузовых вагонов и запасных частей к ним (включая представительства украинские предприятия) для обеспечения прав операторов как основных потребителей продукции вагоностроителей. У всех на слуху ситуация с "Азовмашем", который не выполнял свои гарантийные обязательства. Насколько эффективнее было бы сотрудничать с СРО вагонопроизводителей, которая могла бы самостоятельно применять меры воздействия к своим членам.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru15.07.11СРО создает механизмы влияния операторов на формирование бизнес-среды