31-08-11 / 2011
Новости отрасли
Средства на увеличение пропускных способностей инфраструктуры должно найти государство

Для стабилизации ситуации на рынке грузовых железнодорожных перевозок, обострившейся в середине лета, необходимо срочное вмешательство государства.

Регулятор должен принять ряд мер, направленных на повышение эффективности технологии перевозки, минимизацию затрат для конечного пользователя, а также на устранение дефицита пропускных способностей инфраструктуры. К такому выводу пришли участники круглого стола, посвященного решению проблемы неустойчивого состояния рынка железнодорожных перевозок.

На сегодняшний день в России существует более 2 тысяч операторов, в собственности которых находятся около 1,05 млн. грузовых вагонов. По сути, созданы условия для конкуренции, в рамках которых, по замыслу структурной реформы железнодорожной отрасли, участники рынка в борьбе за клиента должны вести гибкую тарифную политику.

Почему же в нынешней российской действительности конкуренция не работает? Демонополизация общего вагонного парка и дробление его на множество небольших частных компаний разрушило действовавшую ранее единую систему управления грузоперевозками, ориентированную на "максимальную эффективность ". Но до сих пор не было создано и альтернативы -системной и эффективной технологии организации управления вагонными парками частных операторов, во владении которых сейчас находится основная масса подвижного состава, работающего на сети российских железных дорог.

За годы преобразований изменения претерпел не только расклад сил на рынке, но и технология железнодорожных перевозок. Теперь грузовой вагон управляется по принципу максимальной прибыли.

В итоге возникла ситуация, когда каждый частный оператор заинтересован в наращивании собственного вагонного парка и стремится попасть только на "выгодный" маршрут. "Как следствие, снизилась эффективность ж/д перевозок, значительно (до 40%!) увеличился порожний пробег, возник дефицит "дешевых " вагонов и парка локомотивов, - отмечает руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. - Из-за увеличения порожнего пробега возросла "неполезная" работа железнодорожного транспорта, появились сверхдальние перевозки, увеличилась сортировочная и маневровая работа". При этом часть грузов не вывозится, другая часть не будет вывезена никогда вследствие существенного роста конечной стоимости железнодорожной перевозки. Однако главной проблемой, по словам вице-президента ОАО "РЖД" Салмана Бабаева, является рост дефицита пропускной способности инфраструктуры. "Если мы не вложим деньги в развитие инфраструктуры, то проблема не решится", - заявил представитель монополии. Состояние железнодорожной инфраструктуры прямо влияет на развитие экономики страны, подчеркивают эксперты. "Производитель, планируя свою инвестпрограмму, исходит не только из задачи произвести товар, но и из возможности доставить его потребителю: если такой возможности у него не будет, не имеет смысла выпускать продукцию, - поясняет генеральный директор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян. - И здесь очень остро встает вопрос доступа к железнодорожной инфраструктуре, поскольку для промышленного производства железная дорога - основной вид транспорта. Наиболее актуально это для металлургов и угольщиков, для которых ограничением является не дефицит финансовых средств или спроса, а отсутствие уверенности в том, что железнодорожный транспорт сможет перевезти возросший объем произведенной продукции".

Государство ставит задачи по увеличению ВВП, объемов промышленного производства, поэтому оно и должно озаботиться поиском источников для финансирования развития инфраструктуры, подчеркивает Саакян. И источников здесь два: тариф и государственное субсидирование.

Частные же инвестиции маловероятны, поскольку сроки окупаемости слишком велики.

Не менее важной проблемой эксперты считают несовершенство нормативно-правовой базы. По словам начальника Управления регулирования транспорта ФСТ России Виктора Квитко, она безнадежно отстала от темпов, которых достигла реформа. "Действующая сегодня система регулировки сложилась в 30-50-е годы, когда была совершенно другая страна, другая экономика. А сегодня - рынок. И как работает эта система в условиях рынка, мы видим", - отметил Квитко.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Труд - Москва31.08.11Железнодорожный узел