01-07-13 / 2013
Новости отрасли
Средства ФНБ не должны лежать без дела: нужно помочь корпорациям ОПК и вкладывать деньги в приватизируемые активы

Средства фонда национального благосостояния (ФНБ) не должны лежать без дела, считают в Минэкономразвития: нужно помочь корпорациям ОПК и вкладывать деньги в приватизируемые активы

Минэкономразвития предлагает использовать ФНБ для финансового оздоровления трех корпораций - авиастроительной (ОАК), судостроительной (ОСК) и двигателе строительной (ОДК), заявил замминистра экономического развития Андрей Клепач. Предприятия в предбанкротном состоянии - контракты для гражданской промышленности убыточны, рентабельность военных поставок снижается, объяснил он.

Поддержка государства нужна, поскольку банковские кредиты слишком дороги, отметил Клепач: в ближайшие три года корпорациям потребуется 80-90 млрд руб. из ФНБ. Инвестиции должны быть возвратными, процитировали замминистра информагентства.

Правильнее поддерживать предприятия через вхождение в капитал конкретных проектов, пояснил Клепач "Ведомостям": "Механизмы инвестирования и возврата средств нужно разрабатывать, но вернуть средства обратно можно, например, за счет приватизации". Правительство планирует до 2024 г. сократить долю в ОСК со 100 до 75,1%, в ОАК - с 84,3 до 50,1%.

Из трех корпораций лишь ОАК отчитывается по МСФО: в 2012 г. чистый убыток составил 5,7 млрд руб., чистый долг - 162,7 млрд. Государство передало в управление предприятия с большими долгами, из-за спада в экономике спрос не растет, финансовая модель требует длинных и дешевых денег, объясняет проблемы всех трех корпораций сотрудник одной из них. Серьезные финансовые трудности испытывают заводы: в ОАК - Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО), "Сокол", Казанское авиационное производственное объединение, а в ОДК - "Кузнецов", НПО "Сатурн" и Пермский моторный завод (ПМЗ), рассказывает менеджер авиапредприятия. Их основная продукция, как правило, малосерийна и пока убыточна, поясняет он: "Убытки при производстве одного авиадвигателя SaM-146 на "Сатурне" превосходят 30 млн руб., Ан-148 на ВАСО - 5 млн долларов". В ОСК в тяжелом состоянии находятся почти все предприятия, особенно плохая ситуация на Дальнем Востоке.

Деньги нужны на строительство современных военных судов, морской техники для работы на шельфе и ледоколов для Северного морского пути, объясняет представитель ОСК. Его коллега из ОДК рассказывает, что корпорация прорабатывает проекты производства ракетных двигателей НК-33 и переноса мощностей ПМЗ из Перми. Для этого может потребоваться около 20 млрд руб., отмечает она. В ОАК от официальных комментариев отказались.

Предложения Минэкономразвития пока не были поддержаны при обсуждении в правительстве мер по стимулированию экономики, но ведомство будет настаивать, пообещал Клепач. Президент Владимир Путин уже поддержал идею министерства вложить 450 млрд руб. из ФНБ в инфраструктурные проекты, хотя Минфин относился к идее скептически из-за сроков окупаемости проектов. Какой бы механизм финансирования ни был выбран, главное - чтобы деньги были дешевле банковских, а возвращать их надо было не раньше получения первых авансов от покупателей, советует руководитель аналитического отдела "Авиапорта" Олег Пантелеев.

У Минэкономразвития есть и другие предложения, как использовать ФНБ. В четверг руководитель Росимущества (подведомственно Минэкономразвития) Ольга Дергунова назвала целесообразным вложение средств ФНБ и Пенсионного фонда в приватизируемые акции РЖД и "Транснефти". Правительство планирует к 2016 г. сократить долю в РЖД со 100 до 75,1%, в "Транснефти" - с 78,3 до 75,1%.ЧиновникМинэкономразвитияговорит, что один из вариантов - вложить средства фондов в 5% акций РЖД и 3,2% "Транснефти". В какой пропорции могут использоваться средства фондов, собеседник "Ведомостей" говорить не захотел. 3,2% привилегированных акций (обыкновенные не обращаются на бирже) "Транснефти" стоят 3,6 млрд руб.

По словам Дергуновой, подробного анализа возможности сделок еще не было. Но такие вложения, по ее мнению, позволят повысить доходность обоих фондов - инфраструктурные монополии дают устойчивый доход в длительной перспективе: государство не хуже частного акционера, для "которого отдача на капитал является основным параметром измерения эффективности вложений".

Сейчас до 90% средств ФНБ может быть вложено в госбумаги и до 10% - лежать на депозитах в ВЭБе. В 2012 г. доходность от вложения в госбумаги составила 0,74%, 6,45% по рублевым депозитам ВЭБа и 3,63% по долларовым. Однако в Минфине против покупки на деньги ФНБ потенциально высокодоходных, но рискованных бумаг. "Общая доля ФНБ, которую решено направить на инфраструктурные проекты, строго ограничена 450 млрд руб., эти средства нельзя распылять. Основное значение ФНБ - покрытие рисков пенсионной системы", - отмечает представитель ведомства.

Из-за того что у ФНБ нет четких целей, правительство пытается с его помощью решить многие проблемы, замечает главный экономист ФК "Открытие" Владимир Тихомиров: "В кризис с помощью ФНБ поддерживали промышленность, и сейчас пытаются сделать то же самое". Вложения в инфраструктурные облигации или предприятия ОПК окупятся через десятки лет или не окупятся вовсе, считает Тихомиров: "По сути, под инвестициями из ФНБ следует понимать прямые расходы бюджетной системы". Логику Росимущества он считает странной: приватизация преподносится как разгосударствление экономики, а схема с ФНБ и Пенсионным фондом - перекладывание из одного кармана в другой.-

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости01.07.13Благосостояние нарасхват