05-10-21 / 2021
Новости отрасли
Спрос на вагоны продержится недолго. Сокращение производства подвижного состава прогнозируют до 2027 года

По прогнозам ИПЕМ, рынок нового подвижного состава будет сокращаться в среднем на 1% в год

Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) представил прогноз объема выпуска подвижного состава. Эксперты ожидают, что до конца года вагоностроители изготовят 59-61 тыс. вагонов, однако в последующие годы будет наблюдаться спад производства из-за роста цен на металл и выпуска вагонов с увеличенным сроком службы.

По прогнозам ИПЕМ, объем производства грузовых вагонов в 2022 году будет на уровне 2020 года, а в перспективе до 2027 года рынок нового подвижного состава будет сокращаться в среднем на 1% в год. Эксперты подсчитали, что вагоностроителям достаточно будет выпускать в среднем 44 тыс. вагонов ежегодно.

Одной из причин является переход производителей на выпуск инновационных вагонов.

"Их срок службы почти в полтора раза дольше обычных (32 года вместо 22 лет). Вагоностроители, производя вагоны с увеличенным сроком службы, тем самым самостоятельно сокращают спрос на них в будущих периодах", - отмечает заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук.

На выпуск повлиет и рост цен на продукцию метоллургов и, как следствие, на все комплектующие для вагонов. "Индикаторы стоимости металла, используемого в производстве грузовых вагонов, показали рост во II квартале 2021 года до 100%. Сохранение текущего уровня цен на металл до конца года влечет за собой удорожание себестоимости вагона, что может снизить в перспективе закупки операторскими компаниями", – говорит исполнительный директор Союза "Объединение вагоностроителей" Евгений Семенов.

Между тем, цены на комплектующие в течении 2021 года не всегда росли. Руководитель отдела исследований транспортного машиностроения ИПЕМ Игорь Скок рассказал "Гудку" что "цена на литые слябы в январе 2021 года варьировалась в диапазоне в $680-690 за тонну, в июне она достигла $950 за тонну, но в сентябре снизилась - до $750".

Отчасти поэтому производители подвижного состава не берутся делать прогнозы объемов выпуска вагонов на несколько лет вперед из-за большого количества факторов, влияющих на эти показатели. По словам Евгения Семенова, целесообразнее формировать только краткосрочные сценарии, поскольку производство грузового подвижного состава является крайне зависимым от волатильности цен на применяемое сырье, в первую очередь, на металлопродукцию и комплектующие.

Как ранее сообщал "Гудок", всего за 8 месяцев 2021 года в РФ изготовлено 39,9 тыс. вагонов, что на 9,4% больше показателей аналогичного периода предыдущего года, когда было произведено 57,1 тыс. единиц подвижного состава. ИПЕМ подсчитал, что из общего количества выпущенных вагонов 32,8% занимают фитинговые платформы (+16% относительно аналогичного периода 2020 года), а полувагоны занимают 35,4% от общего произведенного объема (-3,3%).

Вагоностроители также связывают наблюдающийся сейчас рост производства подвижного состава с восстановлением грузовой базы. По словам заместителя генерального директора по сбыту "РМ Рейл" Александра Куликова, повышенным спросом на рынке пользуются фитинговые платформы, что обусловлено увеличением контейнерных перевозок. Динамику показывают и полувагоны – на фоне роста цены на уголь объемы перевозок приближаются к допандемийному уровню.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок05.10.2021