08-06-21 / 2021
Новости отрасли
Спрос на перевозки: чувство неполного удовлетворения

Негативные факторы, с которыми столкнулись грузовладельцы в I квартале 2021 года, – дефицит парка и, соответственно, рост ставок на его предоставление – не могли не отразиться на таком показателе Индекса качества, как "полнота удовлетворения спроса на перевозки". Наряду с критерием "наличие вагонов нужного типа в необходимом количестве" он потерял по сравнению с IV кварталом 2020 года больше всего, сократившись на 5 пунктов (до 63 баллов). Отправители надеются, что дальше хуже не будет и оживление рынка продолжится, но особой уверенности в этом нет.

Некоторые грузовладельцы, которые поставили достаточно высокую оценку, все-таки замечают, что вопросов к РЖД много, однако решаются они в рабочем порядке. "Это значит, что мы с дорогой друг другу помогаем, но и критикуем тоже, – объясняет респондент. – Понимаем, что сейчас мы и сами не очень удобные для РЖД клиенты: есть желание увеличить погрузку, но такая же готовность не всегда встречается у потребителя. Рынок ведет себя непредсказуемо. Соответственно и погрузка нередко идет спонтанно".

Высказывались и слова благодарности в адрес сотрудников ТЦФТО, но, как тут же добавляли отправители, к сожалению, не они управляют процессом на сети. А остальные службы работают несогласованно.

Зачастую грузовладельцы просто не могут отправить свой груз туда, где есть на него спрос. В частности, речь о китайском направлении. "При этом предприятие планирует увеличивать продажи. Потенциал для этого есть. Могли бы вырасти и на практике. Но по ряду направлений транспортировка получается слишком дорогой, – говорит респондент. – В ОАО "РЖД" обещали скидки на небольшие расстояния (500-600 км). Но их нет. Поэтому возим автотранспортом. По сети вынуждены отправлять, если приходится возить на дальнем плече".

Недовольны и отправители металлургических грузов. "И перевозчик, и операторы решают свои проблемы за счет клиентов. Разве это нормально, если из 8 тыс. вагонов в нормальном состоянии пришло лишь 5,5 тыс.? – возмущается отправитель. – А сколько брошенных поездов?" Он также высказал пожелание, чтобы РЖД вернули сотрудников на станции и наладили ремонт локомотивов.

Но в худшем положении, как правило, оказываются представители щебеночных карьеров. "В данный момент можно заработать только собственникам вагонов, производителям намного сложнее, вместо желаемых 350-400 вагонов удастся получить, погрузить и продать максимум 100, – рассказывает респондент. – Вагоны будем брать даже под +40% к прейскуранту, делать нечего".

В таких условиях и грузоотправители вынуждены, не желая того, зарабатывать на дефиците вагонов, чтобы покрыть свои потери. То есть если одно из предприятий нашло под аренду вагоны, то перепродавать их будет другим грузовладельцам со значительной наценкой. Брать же вагоны в прямую долгосрочную аренду производителям проблематично, потери в этом случае всегда превышают заработок.

"Чего ждем в дальнейшем – это банкротства щебеночных карьеров, которые не справятся с ситуацией, то есть наберут заказов, не смогут их выполнить из-за нехватки парка, подадут на банкротство, и, таким образом, все закончится", – высказал неутешительный прогноз отправитель.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер08.06.2021