20-02-17 / 2017
Новости отрасли
Спорный расчет

КТЖ пришлось доказывать целевое расходование государственных средств.

Счетный комитет Казахстана обнаружил финансовые нарушения в деятельности НК "Казахстан темир жолы" (КТЖ) в размере $267,6 млн (86,1 млрд тенге) при строительстве железных дорог, паромного комплекса в порту Курык и в специальной экономической зоне (СЭЗ) "Хоргос – Восточные ворота". В КТЖ заявленные ошибки уже устранили.

На минувшей неделе Счетный комитет Казахстана провел аудит в АО "Самрук-Казына". В период с 2014 по 2016 год государство увеличило уставный капитал компании более чем на $290 млн (93 млрд тенге) для работ по проектам КТЖ. Среди них – строительство двух железнодорожных веток Алматы – Шу и Боржакты – Ерсай, паромного комплекса в порту Курык, а также создание и комплексное развитие СЭЗ "Хоргос – Восточные ворота".

По словам члена Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Айгуль Мухаметкаримы, проверка выявила несоответствие результатов, определенных в финансово-экономических обоснованиях по всем четырем проектам, и реальных итогов.

"Мы обнаружили шесть системных недостатков, а также процедурных нарушений на сумму $267,6 млн (86,1 млрд тенге)", – говорит ревизор.

В частности, по проекту строительства железнодорожной линии Боржакты – Ерсай и вторых путей на участке Алматы – Шу комитет выявил отсутствие утвержденной проектной и проектно-сметной документации начиная с 2015 года. Также КТЖ с 9 декабря 2015 года по 16 марта 2016 года проводили строительно-монтажные работы без технического надзора в части несущих и ограждающих конструкций из-за приостановления аттестатов эксперта.

Как оказалось в ходе проверки, при строительстве линии Боржакты – Ерсай подрядчик использовал рельсы, стрелочные переводы на железобетонных брусьях и железобетонные шпалы с истекшим сроком сертификата соответствия.

В то же время при строительстве паромного комплекса в порту Курык КТЖ превысили объем средств, рассчитанных на затраты по соглашениям с субподрядными организациями.

На проект создания и развития СЭЗ "Хоргос – Восточные ворота" отсутствовала необходимая банковская гарантия, поскольку АО "Capital Bank Kazakhstan" обладает долгосрочным рейтингом ниже допустимого уровня.

"Заказчики несколько раз меняли виды работ, а также полностью исключали некоторые из них уже после их оплаты, – говорит эксперт Счетного комитета Казахстана. – В течение 2015–2016 годов КТЖ уменьшили ранее оплаченные объемы работ на общую сумму свыше $3,1 млн (1 млрд тенге)".

Также по 13 объектам, принятым актами приемочной комиссии в марте 2016 года, не проведена государственная регистрация прав на недвижимое имущество.

Менеджер Департамента внутреннего протокола и связи с общественностью КТЖ Лара Кубенкулова пояснила, что после итогового отчета Счетной комиссии Казахстана железнодорожное предприятие все нарушения устранило. Нарушения технические, однако она отказалась раскрыть подробности их ликвидации.

При этом, поскольку нарушения лишь процедурные, значит, они не означают нецелевое расходование средств, считают в АО "Самрук-Казына" (является акционером КТЖ. – Ред.).

По словам управляющего директора АО "Самрук-Казына" Нурлана Рахметова, отдельные недочеты никак не повлияли на реализацию проектов. А права акционера не позволяют вмешиваться в операционную деятельность портфельных компаний. И у фонда нет прямых полномочий контролировать эффективность расходования бюджетных средств.

"Любая наша портфельная компания – это отдельный налогоплательщик, – говорит господин Рахметов.– Наша задача состоит лишь в том, чтобы получить деньги и перечислить, например, в КТЖ. Затем железная дорога перечислила их в компанию, которая непосредственно реализует проект. И уже в ее деятельности найдены нарушения".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152020.02.2017