30-09-10 / 2010
Новости отрасли
Специалисты Московского государственного университета путей сообщения создали устройство, позволяющее точно определять координаты лю...

К сожалению, при всех многочисленных достоинствах спутниковой навигации сейчас ею нельзя пользоваться в тоннелях, под водой, в зданиях, в метро, в горных массивах.

Неустойчивый прием таких сигналов зачастую наблюдается в северных широтах, например, во время магнитных бурь. Кроме этого, на работу спутниковой навигации сильно влияют метеоусловия, в частности сильная облачность, при которой существует высокая вероятность потери устойчивого сигнала.

Вместе с тем, согласно "Белой книге" РЖД, одним из важнейших направлений научно-технического развития железнодорожного транспорта на период до 2015 года являются разработка систем управления перевозочным процессом и обеспечение безопасности движения поездов на основе современных средств навигации.

В Московском государственном университете путей сообщения разработали устройство, не требующее постоянного соединения со спутником для ориентации на местности. В частности, оно позволяет определять текущие координаты движущегося поезда с частотой 50 мс и погрешностью до 8 мм на метр пройденного пути без использования каких-либо внешних сигналов.

Начальное местоположение объекта и последующая синхронизация осуществляются при этом путем выбора точки на векторной карте либо по стационарным маякам, расположенным, например, на железнодорожных станциях. Также в этих целях можно использовать спутники, которые могут дополнять данную технологию.

Принцип действия устройства основан на использовании геомагнитного поля Земли, инерциальной системы, а также ряда датчиков, совместная работа которых позволяет уменьшить погрешность вычислений при определении точных координат поезда.

Считаю, что данный прибор будет полезен для обеспечения безопасного, эффективного и комфортного перемещения людей и грузов на железнодорожном транспорте. Например, на строящейся в настоящее время магистрали на Ямале, поскольку спутниковая навигация в северных широтах, как уже отмечалось, пока крайне нестабильна.

Созданную в МГУПСе технологию навигации можно применять и в других целях. Так, определенный интерес к нашей разработке уже проявили дефектоскописты. Ведь при прохождении путеизмерительного вагона требуется определять текущее положение пути и его дефекты с большой частотой.

Существующие же в настоящее время навигационные системы эти требования удовлетворить в полной мере не могут. Дело в том, что, пока навигационное устройство, установленное на вагоне, получит и обработает актуальный сигнал со спутника, проходит как минимум секунда.

Это очень много для путеизмерительного поезда, движущегося пусть даже с небольшой скоростью в 15-20 км в час. Наша же система позволяет выдавать его актуальные координаты в пределах 50 мс.

Такой величины вполне достаточно, чтобы значительно повысить точность определения координат выявленных дефектов пути.

Благодаря этому рабочие-путейцы смогут оперативно их устранять, что повысит качество ремонта и сократит время перерывов в движении поездов, выделяемое под так называемые технологические окна. А главное, повысится уровень безопасности при организации перевозок.

Кроме того, новый прибор незаменим для дайверов, совершающих погружения под воду, пилотов самолетов, летающих в северных широтах, водителей автотранспорта крытых или подземных погрузочных терминалов.

Его можно эффективно применять в случаях, когда необходимо отследить местоположение груза. Словом, данная разработка будет широко востребована в самых разных отраслях экономики, а также она подходит для применения в повседневной жизни обычными людьми.

Сейчас мы создаем опытный образец нашего устройства, который может быть применен на железнодорожном транспорте. В основе разработки лежит технология, уже успешно внедренная на некоторых транспортных средствах Министерства обороны, прежде всего на автомобилях разведки.

В настоящее время информацию диспетчеры собирают в основном по сотовой и стационарной связи. Поэтому они знают, что поезд прошел конкретный участок, но не могут определить, где он точно находится в данный момент времени, т.к. они его не видят. В связи с этим информация о происшествиях на промежуточных перегонах поступает к ним с задержкой.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок27.09.10Точный прием