07-10-14 / 2014
Новости отрасли
Спецэнерготранс продал вагонный завод из-за его состояния и конъюнктуры рынка

Состояние Орского вагонного завода (ОВЗ, Оренбургская обл.) и конъюнктура на рынке грузовых ж/д перевозок подтолкнули "Спецэнерготранс" (СЭТ) Зияда Манасира к продаже предприятия "Рэйлтрансхолдингу" (РТХ) Сергея Шпака.

"Состояние самого актива и рынка послужило причиной для продажи", - заявил "Интерфаксу" представитель СЭТ. Сумма сделки он не раскрыл, отметив лишь, что никаких обязательств перед основным кредитором ОВЗ - Внешэкономбанком - у "Спецэнерготранса" не осталось.

Сделка была закрыта в сентябре, но передача акций еще не произошла, писал ранее "Коммерсантъ". Один из собеседников газеты, знакомый с ходом переговоров, пояснил, что договор купли-продажи подписан, и "в ближайшее время будут урегулированы все формальности". Параметры сделки не раскрываются, по словам источника газеты, несмотря на высокую закредитованность ОВЗ, "какой-то cash за актив был".

"Спецэнерготранс" контролировал завод лишь чуть более года, выкупив его в апреле 2013 г. у структур Олега Ковалева. Однако фактически, как писал "Коммерсантъ", актив продавал Внешэкономбанк, которому завод был должен 4,6 млрд руб. "Схема достаточно сложная, завод купил "СЭТ", но в дальнейшем мы будем структурировать активы",- говорил тогда газете генеральный директор "Спецэнерготранса" Максим Мироненко, не уточняя структуру сделки и ее сумму.

ОВЗ был построен "с нуля" на месте бывшего завода цветных металлов. Проект реализовывала OVZ Holding, основным владельцем которой считается О.Ковалев. Бизнесмен хотел создать в Орске холдинг из вагонного и литейного предприятий и завода транспортного машиностроения. Общий размер инвестиций был заявлен на уровне 25,6 млрд руб. (по данным министерства промышленности и торговли РФ), из которых 20,1 млрд руб. должны были составить кредиты.

Однако в итоге построен был только вагонный завод. Общий размер вложений в проект по состоянию на середину 2012 г. превысил 5,2 млрд руб., причем 4,6 млрд руб. предприятие должно было ВЭБу. В последнее время кредит не обслуживался, поэтому завод фактически перешел под контроль Внешэкономбанка, который и вел переговоры с потенциальными покупателями, отмечало издание. В ВЭБе говорили лишь о том, что ОВЗ является одним из заемщиков, а источник газеты в банке также отмечал, что со "Спецэнерготрансом" идут переговоры по обслуживанию кредита. Еще один собеседник издания не исключал, что оператор получит дополнительные средства от ВЭБа на развитие проекта.

Сам "Спецэнерготранс" сообщал, что собирается полностью загрузить завод заказами на ремонт подвижного состава, а также производством вагонов "в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры". При этом оренбургское предприятие "предложит услуги широкому кругу железнодорожных транспортных компаний". Проектные мощности завода позволяют совершать до 8 тыс. операций деповского и 2 тыс. операций капитального ремонта в год. Одновременно предприятие может собирать до 5 тыс. вагонов (полувагоны, платформы различного назначения, думпкары, цементовозы и другие виды подвижного состава). Однако в итоге, как пишет "Коммерсантъ" СЭТ не удалось договориться с ВЭБом о реструктуризации кредита, и к сентябрю ОВЗ выпустил только 400 универсальных платформ и отремонтировал около 2 тыс. вагонов.

За год на ОВЗ практически ничего не изменилось: ни один из производственных процессов отлажен не был, хотя 600 сотрудников завода получали зарплату, отметил источник "Коммерсанта". По словам другого собеседника издания, после продажи своего основного актива - "Стройгазконсалтинга" (СГК) - структурам Руслана Байсарова З.Манасир задумался и о выходе из транспортных активов, которые в основном обслуживали СГК. Непрофильным был признан ОВЗ, но не исключено, что бизнесмен продаст и "Спецэнерготранс", отмечал собеседник газеты.

В то же время неделю назад, уже после закрытия сделки с РТХ, на заводе было введено внешнее управление. Этому предшествовало судебное разбирательство, инициированное оренбургским ООО "Газпромдорстрой" в 2013 г., которое требовало признать ОВЗ банкротом из-за долга в 39 млн руб. По заявлению ВЭБа временным управляющим был назначен Александр Прохоров из Межрегионального центра экспертов и профессиональных управляющих, сообщил газете С.Шпак, добавив, что "Рэйлтрансхолдинг" ведет переговоры с банком, А.Прохоровым и Оренбургской областью о выводе предприятия из-под процедуры банкротства, чтобы не допустить конкурсного производства. В ВЭБе газете не стали комментировать ситуацию, заявив лишь, что "сейчас решения о введении конкурсного производства нет". В администрации Оренбургской области на запрос издания не ответили.

С.Шпак заявил газете, что РТХ готов инвестировать "некую сумму в развитие ОВЗ", но компания рассчитывает и на заемные средства. По его словам, завод может выйти на безубыточный уровень не раньше чем через год.

"Спецэнерготранс" входит в строительный холдинг "Стройгазконсалтинг", работающий на подрядах ОАО "Газпром" (MOEX: GAZP), ОАО "Транснефть" (MOEX: TRNF) и других государственных компаний. В парке СЭТ - около 25 тыс. вагонов (в том числе 13,4 тыс. полувагонов, 3 тыс. крытых вагонов, 6,5 тыс. цистерн, 1,7 тыс. платформ 0,2 тыс. хопперов-цементовозов).

"Рэйлтрансхолдинг" стал широко известен в начале 2014 г. после покупки лизинговой компании "ЗР" (с 5,5 тыс. вагонов в парке, из них 2 тыс. эксплуатировались самостоятельно, остальные сдавались в аренду). В 2014-2015 гг. группа планирует расширить парк вагонов до 35 тыс. и развивать сотрудничество с кредитными структурами. Сейчас в парке РТХ - около 24 тыс. вагонов, в том числе 11,7 тыс. полувагонов, 6 тыс. цистерн, 1,4 тыс. платформ, 2,7 тыс. крытых вагонов, 2,2 тыс. хопперов и 5 автомобилевозов. Число вагонов в собственности холдинга не раскрывается. Холдинг также владеет машиностроительным заводом (мощностью до 10 тыс. вагонов в год) и вагоноремонтным депо в Брянской области.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс07.10.2014