03-12-15 / 2015
Новости отрасли
«Спасибо Набиуллиной»

Арбитражный суд Новосибирской области принял иск о банкротстве от Банка Москвы к "ЗапСиб-Транссервису" 20 ноября, говорится в соответствующем определении суда. Основанием для иска банк указал наличие просроченной задолженности свыше 3 месяцев в размере 281,9 млн руб. На что получил кредит "ЗапСиб-Транссервис" и почему перестал обслуживать свой долг, в Банке Москвы рассказать отказались.

Чистая прибыль "ЗапСиб-Транссервис" в 2014 году составила 48,8 млн руб., убыток в 3 квартале этого года – 312,5 млн руб. Основной владелец ООО "ЗапСиб-Транссервис", по данным "СПАРК-Интерфакс", - Андрей Муравьев - у него 32,5 %, по 22,5 % принадлежит Леониду Шайману и Александру Игнатову, еще 22,5 % у ООО "ЗапСиб-Транссервис".

Все учредители "ЗапСиб-Транссервис" - известные бизнесмены. Леонид Шайман был учредителем медицинского центра "Авиценна" наравне с Борисом Айзиковичем. Однако к моменту покупки "Авиценны" группой компаний "Мать и дитя" Шайман вышел из участия в компании и единственным бенефициаром был Айзикович, писали "Ведомости". Шайман в прошлом экс-совладелец "Нидана" и нынешний акционер группы "Европейский медицинский центр" (GEMC). Андрей Муравьев - основной владелец красноярского "Стройпроект" и новосибирского "ФЭТ-премиум" - рестораны "Скопин" в Омске и Новосибирске, партнер Муравьева в обоих ООО - известный в Новосибирске ресторатор Ян Скопин. Еще одному учредителю - Александру Игнатову на 100% принадлежит дочернее "ЗапСиб-Транссервис Логистик".

Чуть раньше суд удовлетворил иск еще одного кредитора "ЗапСиб-Транссервиса" - Газпромбанка. Решение по иску о взыскании 1,5 млрд по договору процентного займа за 2010 год московский арбитраж пока не удовлетворил. По другому иску новосибирский суд 10 ноября вынес решение взыскать с "ЗапСиб-Транссервиса" в пользу Газпромбанка долг в 25,1 млн руб.

По обоим искам кредитор ходатайствовал о наложении ареста на счета и имущество "ЗапСиб-Транссервиса", однако это требование суд не удовлетворил. Здесь же говорится, почему транспортная компания не смогла заплатить: 18 декабря 2014 года, после резкого повышения ставки рефинансирования Банком России, Газпромбанк уведомил об увеличении процентной ставки до 25 % годовых за-за увеличения стоимости ресурсов на финансовых рынках.

11 ноября суд к компании выиграл и Сбербанк, требовавший взыскать 62,3 млн руб.

Источник, близкий к одному из кредиторов, назвал ситуацию в "ЗапСиб-Транссервисе" похожей на то, что произошло с авиакомпанией "Трансаэро". "Они активно начали покупать вагоны на заемные деньги.

Портфель большой, и после вторника конца прошлого года не смогли обслуживать долги, так как средневзвешенная по портфелю сильно выросла, спасибо Набиуллиной (глава Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина. - Н.Г.)", - рассказал собеседник НГС.БИЗНЕС. В ночь на 16 декабря 2014 года ЦБ РФ принял решение повысить ключевую ставку сразу на 6,5 % - до 17 %, перед этим рубль упал за день на 10,8 % по отношению к доллару - до 64,45 руб./долл., а по отношению к евро - на 9,1 %, до 78,87 руб./евро. Падение было самым большим с 1998 года. Тогда регулятор объяснил свое решение "необходимостью ограничить существенно возросшие в последнее время девальвационные и инфляционные риски".

Другая причина долгов, со слов источника, - сжимание рынка грузоперевозок для компании.

За время подготовки статьи найти в "ЗапСиб-Транссервисе" сотрудника, способного прокомментировать причины происходящего, не удалось, письменный запрос НГС.БИЗНЕС на имя гендиректора остался без ответа.

На сайте "ЗапСиб-Транссервис" говорится, что компания работает на рынке железнодорожных перевозок с 2000 года. Основное направление деятельности - предоставление грузовых железнодорожных транспортных услуг.

В парке компании свыше 13 тыс. собственных и арендованных вагонов. В своей презентации "ЗапСиб-Транссервис" называет себя "одним из ведущих железнодорожных операторов в России и крупнейшей региональной компанией рынка".

В группу компаний "ЗапСиб-Транссервис" входит еще 5 компаний, занимающихся плановым и текущим ремонтом подвижного состава и автотранспортными перевозками крупнотоннажных контейнеров и пр. Среди крупнейших клиентов названы Магнитогорский металлургический комбинат, "Мечел", "СИБЭКО", Уральская горно-металлургическая компания и "Евраз Груп С.А.". В общей сложности 97 % объема грузооборота приходится на уголь и металлургию.

Кроме банков долги с "ЗапСиб-Транссервис" требуют черед суд еще несколько компаний, скорее всего, являющиеся контрагентами должника. В частности, "Вагонная ремонтная компания-2" заявила о долге в 2,5 млн руб. (иск пока не принят к производству), а "Уральская вагоноремонтная компания" - 6,3 млн руб.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Независимый городской сайт Новосибирска03.12.2015