21-07-09 / 2009
Новости отрасли
Спад объемов грузовых перевозок на сети российских железных дорог из-за продолжающегося экономического кризиса не снял с повестки дня п...

У железнодорожного транспорта есть шанс выйти из кризиса обновленным, но для этого необходимо стимулировать заказ нового подвижного состава с помощью льготных кредитов и других мер. Наша страна переживает сегодня непростой период. Продолжается спад в мировой экономике. Снижаются объемы перевозок, сокращаются и финансовые источники. Сфера оперирования подвижным составом была до кризиса локомотивом преобразований на железнодорожном транспорте. Но сегодня возможности получения кредитов и лизинга у участников рынка отсутствуют, спрос на подвижной состав упал, поэтому резко снизился и объем закупок. И эта тенденция не может нас не беспокоить. В настоящее время на сети железных дорог насчитывается 1 млн. 12 тыс. грузовых вагонов. Из них 114 тыс. – с просроченным сроком службы. В текущем году истекает срок службы еще 34 тыс. единиц подвижного состава. При отсутствии обновления парк, несомненно, будет сокращаться. По нашим расчетам, к 2012 году он уменьшится до 790 тыс. вагонов, а к 2015-му – до 690 тыс. единиц. До недавнего времени закупка нового подвижного состава росла быстрыми темпами: если в 2006 году ее объем составлял почти 30 тыс. вагонов, то в 2008-м – уже более 55,6 тыс. Но в 2009 году план закупок подвижного состава, подтвержденный финансированием, уменьшился до 9,8 тыс. единиц. Это означает для железнодорожного транспорта сокращение вагонного парка и дальнейшее его старение. А для отечественного вагоностроения падение спроса на продукцию чревато закрытием производств, потерей кадров, технологий и в конечном счете банкротством, что вряд ли отвечает интересам страны в условиях ужесточения международной конкуренции. Вместе с тем крупнейшее объединение «Уралвагонзавод» в первом полугодии уже останавливало конвейер, отправив несколько тысяч рабочих в неоплачиваемый отпуск. С 1 июля оно решило возобновить производство, получив заказ на 900 цистерн. Но это не решит вопрос полной загрузки вагоностроительного производства до конца года. Отсутствие заказов, несомненно, повлечет за собой остановку смежных предприятий и дополнительное падение спроса на продукцию металлургии. На один вагон уходит 22 тонны металла. Если учесть, что УВЗ может выпускать до 30 тыс. грузовых вагонов в год, можно оценить масштаб потерь для смежных отраслей и для экономики страны в целом. Главными покупателями грузовых вагонов были компании – операторы подвижного состава, а также дочерние структуры ОАО «РЖД».

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер № 13-1417.07.2009Где взять деньги на вагоны?