07-02-19 / 2019
Новости отрасли
СП РФ указала на доходы РЖД от размещения на депозитах госсредств на Южсиб

Счетная палата (СП РФ) предлагает Федеральному агентству железнодорожного транспорта (Росжелдор) учесть доходы ОАО "Российские железные дороги" от размещения на депозитах бюджетных средств, выделенных ранее на реконструкцию участка Южно-Сибирской магистрали (Южсиб) Междуреченск (Кемеровская обл.) - Тайшет (Иркутская обл.).

"Общая стоимость проекта составляет 45,6 млрд руб., из них 35,7 млрд руб. - средства федерального бюджета, 9,9 млрд руб. - РЖД. При этом Росжелдор еще в 2015 г. полностью выполнил свои обязательства, направив на финансирование всю предусмотренную сумму (35,7 млрд руб.)", - говорится в сообщении контрольного органа.

"Однако низкий уровень организации работ не позволил (монополии - ИФ) своевременно их освоить. В результате по решениям правительства в 2017-2018 гг. часть средств - более 17 млрд руб. - была направлена на реализацию других инфраструктурных проектов компании. Часть неосвоенных средств - 12,5 млрд руб. - (она - ИФ) разместила в депозиты. Процентный доход по ним составил 2,4 млрд руб.", - добавляет СП РФ.

ИЗВИЛИСТЫЙ ПУТЬ ГОСПОДДЕРЖКИ

Бюджетная поддержка проекта предусматривалась в рамках государственной программы по развитию транспортной системы, утвержденной в 2012 г. Она предназначалась на "поэтапное наращивание пропускных мощностей инфраструктуры общего пользования направления Курагино-Саянская - Тайшет". В Курагино (Красноярский край) должна была выйти ветка с Элегестского угольного месторождения (Тува), которая загрузила бы Южсиб в восточном направлении на 15 млн тонн.

Эту линию планировал построить разработчик Элегеста - "Тувинская энергетическая промышленная корпорация" Руслана Байсарова. Кроме того, РЖД отмечали, что участок Южсиба обеспечивает экономические связи Красноярского края и Хакасии, а также растущий транзит грузов, в основном из Кузбасса на восток, включая дальневосточные порты.

По расчетам, к 2020 г. необходимая пропускная способность участка оценивалась в 45 пар поездов в сутки на "восточном" участке линии - между станциями Курагино и Саянская (Красноярский край, на подходе к Тайшету), и в 32 пары - на "западном" (Междуреченск-Абакан-Курагино). Для этого, в частности, было предусмотрено строительство 106 км дополнительных главных путей, двух разъездов, развитие станций, усиление устройств электроснабжения.

Прежде всего планировалось увеличить пропускные способности участков, проходящих через горные перевалы по однопутным тоннелям. Лимитировал ее перегон Джебь-Щетинкино (Красноярский край), на котором расположены три тоннеля - второй и третий Джебские (длиной 751 и 202 метров соответственно), а также Козинский (1,393 км). В связи с этим в рамках проекта предполагалось построить второй путь с прокладкой нового второго Джебского тоннеля. Реализовать его планировалось в 2013-2019 гг.

К 2017 г. РЖД, согласно их материалам, освоили 15,2 млрд руб. средств федерального бюджета (с учетом своих - 19,7 млрд руб.). Пропускная способность участка Междуреченск-Курагино увеличена с 29 до 39 пар поездов в сутки (без пропуска тяжеловесных составов), Курагино-Саянская - с 24 до 30 пар (за счет пропуска части поездов в сдвоенном режиме), Саянская-Уяр (связка Южсиба с Транссибирской магистралью) - с 16 до 27 пар.

Между тем, только в 2017 г., как отмечала монополия, был предусмотрен перенос 15 млрд руб. с Южсиба на другие приоритетные проекты компании. 10 млрд руб. из них пошли на строительство линии Журавка (Воронежская обл.) - Миллерово (Ростовская обл.), обеспечивающей обход Украины для составов, следующих из Центральной России в южном направлении (движение запущено в 2016 г.). Еще 5 млрд руб. были перенесены на реконструкцию линии им. Максима Горького (Волгоград) - Котельниково (Волгоградская обл.) - Тихорецкая - Крымская (Краснодарский край), проходящей через юго-восток Ростовской области, - для развития подходов к портам Азово-Черноморского бассейна (завершение ожидается в 2020 г., в среду веден в эксплуатацию обход Краснодара).

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ

Возврат этих средств федерального бюджета был запланирован в 2018-2019 гг. К 2018 г. освоение ассигнований достигло 18,5 млрд руб., сами "Российские железные дороги" выделили 4,8 млрд руб. ("с учетом незавершенного строительства в 2,7 млрд руб. на 1 января 2013 г."), отмечалось в осеннем проекте финансового плана компании на очередную трехлетку. Общие затраты составили 23,3 млрд руб. При этом за год пропускная способность участка не изменилась.

На 2018 г. в инвестиционной программе РЖД на программу закладывалось 5 млрд руб., включая 1,6 млрд руб. собственных средств компании и 3,4 млрд руб. из федерального бюджета, на 2019 г. - 8,9 млрд руб. (2,9 млрд и 6 млрд руб. соответственно), на 2020 г. - 10,8 млрд руб. (0,5 млрд руб. и 10,3 млрд руб. соответственно). На 2019-2020 гг. монополия планировала ввод в эксплуатацию вторых путей на 20-ти перегонах, усиление электроснабжения.

"По итогам реализации проекта в 2019 г.", согласно материалам компании, общая пропускная способность линии достигнет 48 пар поездов в сутки. В частности, на участке Междуреченск-Курагино она останется на уровне 39 пар, на участке Курагино-Саянская - вырастет с 39 до 48 пар, на участке Уяр-Тайшет - с 112 до 154 пар. При этом, правда, компания отмечала, что объемы инвестиций могут быть уточнены по итогам "утверждения окончательных параметров финансирования за счет средств господдержки".

Более того, "Российские железные дороги" указывали, что проведенные расчеты показали отсутствие коммерческой эффективности проекта для компании. Чистая приведенная стоимость оценивалась в "минус 16,2 млрд руб." при сроке окупаемости более чем в 30 лет. Хотя бюджетная эффективность, по мнению перевозчика, присутствовала. Дисконтированный период окупаемости государственной поддержки составляет 12 лет.

При этом сам ее объем указывался в размере 38,7 млрд руб. Между тем, в сообщении Счетной палаты, предлагающей Росжелдору учесть заработок компании от депозита "при формировании суммы очередного взноса на реализацию проекта", не уточнялось, когда должен поступить этот взнос. В материалах РЖД информации о причинах увеличения государственного финансирования также нет.

В своем сообщении в четверг Счетная палата также указала на задержку в реализации проекта. "Не соблюдаются сроки строительства объектов: по 13-ти из 22-х объектов они были продлены с 2016 до 2020 гг.", - говорится в пресс-релизе. "В декабре 2018 г. техническая готовность восьми объектов составляла менее 50%. По трем объектам работы даже не начинались", - заявил аудитор СП РФ Валерий Богомолов, слова которого приводятся в сообщении.

Кроме того, он выразил сомнение, что в поставленные сроки будут достигнуты и цели проекта - с учетом темпов строительства ветки к Элегесту. "Согласно паспорту проекта, к 2020 г. ежегодный объем перевозок по линии Кызыл-Курагино должен составить 15 млн тонн, включая вывоз 12 млн тон угля с месторождения в сторону портов Дальнего Востока", - напомнила Счетная палата.

"Для достижения этой цели необходимо построить линию протяженностью 410 км. Концессионное соглашение на ее строительство Росжелдор заключил только в мае 2018 г., и на дату завершения проверки - в декабре 2018 г. - работы там не начинались. Срок завершения работ установлен на май 2023 г. Однако, по нашему мнению, это крайне оптимистичный прогноз", - заявил в этой связи В.Богомолов.

ЭКСПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ ПРОЕКТОВ

Между тем, из проекта финансового плана "Российских железных дорог" на 2019-2021 гг. следует, что компания уже готова продолжать реконструкцию Южсиба - теперь и с акцентом на развитии выходов из Кузбасса. Новой концепцией предусматривается увеличение пропускной способности и более западного участка магистрали - от Артышты (Кемеровская обл.) до Междуреченска. Монополия подчеркивает, что речь о необходимости этого шла еще на правительственной комиссии по транспорту в 2014 г.

Для пропуска ожидаемых грузопотоков по участку Артышта-Тайшет с учетом планируемых на "восточном полигоне" весовых норм в 7,1 тыс. тонн необходимо дополнительное развитие ж/д инфраструктуры, отмечали РЖД. Выводы были деланы на основе прогнозов о приросте грузопотоков в восточном направлении на выходах из Кузбасса.

На юге - по участку Южсиба Междуреченск - Бискамжа (Хакасия), на севере по участку Транссиба Мариинск (Кемеровская обл.) - Ачинск-I (Красноярский край) они должны были увеличиться на 14,4 млн тонн к уровню 2016 г., до 109,9 млн к 2020 г. и на 29,8 млн тонн, до 125,3 млн, - к 2025 г. На подходе к Тайшету в Красноярье (с юга на участке Кошурниково-Саянская, с севера - на участке Красноярск-Восточный - Уяр) в восточном направлении увеличение перевозок оценивалось в 14,6 млн тонн, до 111,1 млн к 2020 г. и в 45,8 млн тонн, до 142,3 млн, к 2025 г.

При этом "Российские железные дороги" отмечают, что "в связи с переносом реализации проекта по строительству линии Кызыл-Курагино и освоению Элегестского месторождения после 2020 г.", грузопотоки с него, учтенные ранее в проекте "Междуреченск-Тайшет", "будут замещены перевозками каменного угля в восточном направлении с Кузнецкого, Горловского, Минусинского бассейнов (в том числе разрез Кирбинский) и Межегейского каменноугольного месторождения (станция Минусинск)".

Горловский угольный бассейн расположен на правобережье Оби в 100 км к югу от Новосибирска. Разработчик - компания "Сибирский антрацит". Межегейское угольное месторождение (Тува) находится в районе правого притока реки Элегест - Межегей, южнее Кызыла. Недропользователем является Evraz. Минусинский бассейн (Хакасия) расположен в одноименной котловине, связан железнодорожными магистралями с Новокузнецком, Ачинском и Тайшетом. В южной части на правом берегу реки Абакан работает ООО "УК "Разрез Майрыхский" (Хакасия), входящий в "Коулстар" главы "Независимой нефтегазовой компании" Эдуарда Худайнатова.

Общая стоимость нового проекта оценена в 98 млрд руб. со сроком реализации в 2017-2023 гг. В его рамках предусматривается строительство более 280 км вторых путей и двухпутных вставок, реконструкция четырех станций (с удлинением и строительством путей), усиление устройств электроснабжения, строительство второго Козинского тоннеля. В проекте инвестиционной программы РЖД на 2019-2021 гг. на проект закладывалось 44,9 млрд руб., в том числе в 2019 г. - 2,7 млрд руб., в 2020 г. - 18 млрд руб., в 2021 г. - 24,2 млрд руб. (все - собственные средства компании).

ЭТИ И ДРУГИЕ ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Помимо прочего в своем сообщении в четверг Счетная палата указала на выявленные в ходе проверки "риски неэффективного использования бюджетных инвестиций". "Так, (цена - ИФ) договоров по ряду объектов превышает определенную государственной экспертизой. К примеру, стоимость поставки оборудования на "Четный парк на станции Иланская" составляет 810,4 млн руб. Это на 111 млн руб. выше подтвержденной госэкспертизой", - говорится в пресс-релизе. При этом на дату завершения проверки РЖД уже оплатили 738,5 млн руб., "допустив тем самым дополнительные бюджетные расходы на 40 млн руб.", подчеркнул аудитор.

Кроме того, при формировании начальной цены контракта компания применяла индексы-дефляторы, не соответствующие показателям прогноза социально-экономического развития, добавила СП РФ. В результате стоимость договоров подряда на строительство ряда объектов завышена на 89,8 млн руб. Счетная палата ранее уже отмечала подобные факты при проверке других инвестиционных проектов компании, заявил В.Богомолов, но добавил, что в РЖД к замечаниям "прислушиваются". "Компания в последнее время старается исправить сложившуюся практику", - сказал он.

В свою очередь первый замглавы РЖД Вадим Михайлов, слова которого также приведены в сообщении, заявил, что в компании уже приступили к устранению отмеченных СП РФ недостатков. "Этот проект для нас очень важен, и мы учтем все замечания. Часть из них устранена еще в ходе проверки, по другим составлен план мероприятий и взят под особый контроль руководством. В 2019 г. все работы по проекту будут выполнены в соответствии с утвержденным графиком", - сказал он.

По итогам проверки "Российским железным дорогам" будет направлено представление, Росжелдору - информационное письмо, отчет - в палаты Федерального Собрания РФ.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс07.02.2019