05-07-12 / 2012
Новости отрасли
СП "Мечела" и УВЗ сделает более "прозрачным" ценообразование на железнодорожные грузоперевозки, считают эксперты

Совместное предприятие Уралвагонзавода (УВЗ), "Сибуглемета" и "Мечела" (оператор железнодорожных перевозок "Запсиблогистик"), о создании которого сейчас договариваются компании, может положительно повлиять на их рентабельность и в перспективе на ценообразование на рынке железнодорожных перевозок. Такую точку зрения высказывают аналитики и участники рынка.

Ранее сегодня СМИ сообщали, что совместное предприятие УВЗ, "Сибуглемета" и "Мечела" будет создано до конца лета 2012г. и получит около 5 тыс. полувагонов производства УВЗ, а участники войдут в него "на паритетных началах". Также сообщалось, что СП с рабочим названием "Запсиблогистик" может принять участие в конкурсе на покупку госпакета акций порта Ванино. "Государство не собирается превращать Ванино в чей-то перевалочный пункт. Скорее всего, порт будет продан консорциуму инвесторов. Наша компания (СП) будет именно таким консорциумом", - цитировали СМИ слова источника на УВЗ. На Уралвагонзаводе РБК подтвердили факт ведения переговоров о создании СП, при этом оказались озвучить подробности. "Сейчас идут переговоры по поводу создания совместного предприятия, в ходе которых и будут определены конкретные сроки его создания и условия вхождения сторон в проект", - сказал представитель УВЗ, добавив, что со стороны завода соучредителем выступит "УВЗ-Логистик".

Участники рынка отмечают, что создание СП в виде нового железнодорожного оператора прежде всего выгодно самим угольщикам и УВЗ. "УВЗ для поддержания спроса давно часть из произведенных на предприятии вагонов оставляет себе. Поэтому с этими вагонами нужно было что-то делать. В этом плане создание СП выгодно всем трем сторонам сделки: угольные компании получат гарантированного перевозчика, а УВЗ - заказы на перевозку и возможность "пристроить" свои вагоны", - отметил один из собеседников РБК, добавив, что вряд ли это окажет существенное влияние на сам рынок железнодорожных грузоперевозок.

С ним согласна и аналитик "Тройки-Диалог" Анна Долайчук. "Вряд ли данное СП займет сколько-нибудь существенную долю рынка. В настоящее время общий парк полувагонов в России - порядка 439 тыс. единиц, крупнейшие владельцы ПГК и Globaltrans с долями в общем парке примерно 48% и 12% соответственно. Парк в 5 тыс. вагонов - это слишком мало", - отметила она.

Это подтвердил и источник на самом УВЗ. По его словам, СП "Уралвагонзавода", "Сибуглемета" и "Мечела" создается "под конкретный проект" - перевозки угля. "В данном случае они ("Сибуглемет" и "Мечел") предоставляют груз, а мы подвижной состав для его транспортировки", - отметил собеседник.

Вместе с тем, по мнению А.Долайчука, создание СП "Мечела" и УВЗ может положительно отразиться на рентабельности самих компаний. "Это некая вертикальная интеграции, которая может дать синергетический эффект", - сказала аналитик.

Кроме того, создаваемое логистическое предприятие в перспективе (при условии увеличения вагонного парка) позволит вступить в переговоры с монополистами рынка железнодорожных грузоперевозок, считает аналитик ИФК "Метрополь" Сергей Фильченко. "Сегодня существуют проблемы с логистикой, в том числе с перевозкой угля. Однако недостатка вагонов на рынке не наблюдается, поэтому говорить о конкретном экономическом эффекте, то есть снижении цен на данном этапе сложно. Но не исключено, что создание СП - еще одного игрока на рынке - в перспективе повлияет на создание более прозрачных условий ценообразования на грузоперевозки", - сказал он.

По словам источника на УВЗ, куратор проекта СП пока не выбран, одним из претендентов является Дмитрий Зиновьев, ранее занимавший пост гендиректора "УВЗ-Логистик". Д.Зиновьева на этом посту сменил Дмитрий Еремеев, который с октября 2010г. по 2012г. работал заместителем генерального директора по экономике и финансам ОАО "Вторая грузовая компания" (ВГК, дочернее предприятие ОАО "Российские железные дороги"). Как сообщила сегодня пресс-служба УВЗ, перед новым руководством "УВЗ-Логистик" стоит задача "построения одного из ведущих железнодорожных операторов".

Другой источник на УВЗ сообщил, что после создания СП Уралвагонзавод, "Сибуглемет" и "Мечел" могут побороться за госпакет порта Ванино в составе консорциума, поскольку у каждого из них есть одобрение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) на приобретение этого актива. "Пока окончательного решения на этот счет нет", - добавил он.

Напомним, что приватизацию 73% госпакета акций порта Ванино планируется осуществить в 2012г. (конкретные сроки пока не определены). В прошлом году приватизация порта была сорвана по вине одного из участников торгов. Помимо Уралвагонзавода, "Сибуглемета" и "Мечела" на приобретение этого актива претендуют структуры Олега Дерипаски и Владимира Лисина.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Quote.rbc.ru05.07.12СП "Мечела" и УВЗ сделает более "прозрачным" ценообразование на железнодорожные грузоперевозки, считают эксперты