24-12-14 / 2014
Новости отрасли
СОЖТ предложил критерии инновационности грузовых вагонов.

СРО НП "Совет операторов железнодорожного транспорта" (СОЖТ, Партнерство) предлагает разделить критерии инновационности грузовых вагонов на "базовые" и "дополнительные". При этом, как отмечают в СОЖТ, очень важно проработать вопрос гарантий сохранения за конкретным вагоном статуса инновационного и гарантий действия дополнительных стимулов и преференций на весь жизненный цикл вагона. Также, помимо учета прогрессивных технических решений, примененных при производстве вагона, одним из важнейших критериев инновационности грузовых вагонов должен являться экономический эффект от практического использования инновационного вагона.

Вопрос формирования критериев отнесения грузовых вагонов к категории инновационных является сегодня весьма актуальным для отрасли. Инновации востребованы разными участниками перевозочного процесса – операторами, владельцем инфраструктуры (ОАО "РЖД"), грузоотправителями.

"Инновации, востребованные ОАО "РЖД" и операторами, характерны для всех родов подвижного состава и относятся, в основном, к ходовой части, тормозному оборудованию, автосцепному и ударно-тяговому механизму вагона, - рассказал исполнительный директор СОЖТ Дмитрий Королев. – Есть инновации, индивидуальные для каждого рода подвижного состава. Они востребованы как грузовладельцами, так и операторами, и относятся, в основном, к кузовной части вагона. Также есть инновации, которые особо выделяют грузоотправители: это увеличение грузоподъемности вагона и объема кузовной части (котла) вагона".

Учитывая вышеперечисленные градации, Партнерство предлагает разделить критерии инновационности на "базовые" (востребованные инфраструктурой и операторами) и "дополнительные" (индивидуализированные по родам подвижного состава, востребованные грузовладельцами/грузоотправителями и операторами).

Партнерство считает важным проработать вопрос гарантий сохранения за конкретным вагоном статуса инновационного и гарантий действия дополнительных стимулов и преференций. Гарантии должны распространяться на весь жизненный цикл такого вагона при условии, что он изготовлен в период, когда модель конкретного вагона имела статус инновационной. На статус инновационности конкретного вагона или на размер и содержание полученных собственником дополнительных стимулов и преференций не должно влиять появление последующих новых, более прогрессивных моделей инновационных вагонов, инновационность которых будет оцениваться по другим параметрам.

Статус инновационности модели вагона, по мнению Партнерства, может быть отменен только при официально подтвержденной отрицательной статистике эксплуатационных показателей ранее заявленных изготовителем. При этом, в случае, если с модели вагона снимается статус инновационности по причине низкого качества или несоответствия заявленных изготовителем параметров, полную ответственность, в том числе и материальную, обязан нести изготовитель. А в случае невозможности выполнения изготовителем своих обязательств и снятия статуса инновационности с модели вагона по вине изготовителя, должна осуществляться государственная поддержка собственника вагона с целью гарантии возврата средств.

Одним из важнейших критериев инновационности грузовых вагонов также должен являться приносимый экономический эффект. С этой целью необходимо создать официально утвержденную методику оценки экономического эффекта, которая могла бы давать объективные данные для сравнения инновационной модели вагона с "базовой" моделью вагона.

В Партнерстве особо отмечают, что вносимые инновационные изменения должны быть обязательно скоординированы с изменениями, вносимыми в погрузо-разгрузочную инфраструктуру. Например, для выгрузки полувагонов повышенной грузоподъемности с увеличенными конструкционными размерами кузова (высота борта, ширина кузова) в пунктах массовой выгрузки может потребоваться реконструкция вагоноопрокидывателей. А для слива/налива вагонов цистерн с увеличенной длиной по осям автосцепки, отличной от стандартной длины (12,02 м), потребуется реконструкция сливо-наливных эстакад. По мнению участников Партнерства, данные особенности должны быть учтены при выработке критериев отнесения грузовых вагонов к категории инновационных.

Письма с предложениями Партнерства были направлены в адрес Министра промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантурова, заместителя Министра транспорта А.С. Цыденова, заместителя директора департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга России В.П. Бабушкина, и.о. руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта В.Ю. Чепца.

Согласно решению Президиума Партнерства, в ближайшее время СОЖТ направит письмо с предложениями по критериям инновационности в адрес Правительства Российской Федерации.

Партнерство просит учесть предложенные критерии при формировании позиции ведомств по критериям отнесения железнодорожного подвижного состава к категории инновационных.

 

ИсточникДатаНаименование материала
ADVIS.ru24.12.2014