27-05-14 / 2014
Новости отрасли
Созданы советы потребителей при транспортных естественных монополиях

Читайте по теме Контроль над естественными монополиями – прозрачность всех процедур Инвестпрограммы и тарифы естественных монополий – под контроль потребителей

Правительственная комиссия по транспорту, которую возглавляет вице-премьер Аркадий Дворкович, одобрила создание советов потребителей при трех субъектах естественных монополий в области транспорта. Комиссия утвердила составы советов потребителей по вопросам деятельности РЖД, ФГУП "Росморпорт" и ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» (ОрВД), положения об их деятельности и планы работы на год.

Советы потребителей при субъектах естественных монополий создаются для повышения их прозрачности и подконтрольности обществу. Соответствующие поручения дал Президент РФ Владимир Путин по итогам встречи с предпринимателями в Воронеже 23 мая 2013 года и Петербургского экономического форума. Эта тема была выделена в числе приоритетных направлений работы Экспертного совета при Правительстве, который разработал Концепцию создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий. Документ и план («дорожная карта») по внедрению концепции утверждены распоряжением Правительства 19 сентября 2013 года.

Мы выполнили поручение Президента и создали советы, в задачи которых входит контроль за инвестиционными программами, инфраструктурными проектами и их развитием. Советы формировались в максимально публичном режиме при участии Экспертного совета при Правительстве», - сказал Аркадий Дворкович.

Согласно концепции, советы потребителей на федеральном уровне создаются при отраслевых Правительственных комиссиях для восьми компаний и их дочерних и зависимых обществ. На региональном уровне советы потребителей должны появиться при главах регионов, соответствующий пилотный проект уже проводится под эгидой Открытого правительства в пяти субъектах РФ.

Советы призваны обеспечить участие потребителей в контроле за формированием инвестпрограмм естественных монополий, их мнение должно учитываться при установлении тарифов. Главная цель — это, конечно, повышение прозрачности работы естественных монополий, повышение объема и качества предоставления ими информации для общественного контроля; советы потребителей будут участвовать на всех этапах формирования и реализации инвестпрограмм: при рассмотрении результатов технологического и ценового аудита, анализе тарифных заявок, рассмотрении схем территориального планирования. Полномочия их довольно широкие: вплоть до того, что представители совета потребителей будут включены в стратегический комитет при совете директоров РЖД. Для "Росморпорта" и госкорпорации ОрВД такие комитеты также планируется создать — по аналогии с “Почтой России”», — сказал министр РФ Михаил Абызов.

Согласно концепции создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, состав советов потребителей федерального уровня формируется равными долями из представителей Экспертного совета при Правительстве, общероссийских общественных организаций (РСПП, «Деловая Россия», «Опора России», ТПП), отраслевых некоммерческих организаций потребителей услуг естественных монополий, организаций по защите прав потребителей. В соответствии с «дорожной картой», Минтранс собирал предложения от широкого круга организаций по вхождению кандидатов в состав потребителей, а затем представил их в Правительство.

В состав совета потребителей по вопросам деятельности РЖД и их дочерних и зависимых обществ вошли 16 человек, председателем стал руководитель рабочей группы Экспертного совета по транспорту, гендиректор Globaltrans Сергей Мальцев.

Система создания советов потребителей имеет мировую практику в развитых экономиках, когда при любом финансировании инвестпрограмм естественных монополий или любых компаний всегда проводится общественное рассмотрение этого вопроса: какие кумулятивные или некумулятивные эффекты получит общество от затраты данных денежных средств. Это правильно. Это нужно, чтобы общество понимало, куда расходуются деньги, какие целеполагания в этих тратах заложены, какие эффекты получит не только компания, но и общество», — пояснил Сергей Мальцев.

План работы на год совет потребителей должен определить сам. В проекте пока значится рассмотрение инвестпрограммы РЖД и ее «дочек», установление показателей эффективности инвестпрограммы (а в следующем году — оценка достижений), рассмотрение и согласование плана проведения технологического и ценового аудита крупных инвестпроектов, рассмотрение проекта тарифной заявки и так далее. Кроме того, совет потребителей намерен проводить мониторинг тарифов РЖД.

Инвестпрограмма РЖД, равно как и результаты аудита проекта модернизации БАМа и Транссиба, уже обсуждалась в формате Открытого правительства. Соответствующие заключения Экспертный совет направил в Правительство. Отмечу, что вся деятельность советов потребителей будет полностью открыта и публична. Решения советов потребителей будут размещены в сети — на сайтах госуслуг, Открытого правительства, ФСТ, профильных ведомств. Раскрытие информации на «Госуслугах» потребует доработки, ничего сверхъестественного: в качестве эксперимента инвестпрограмма ФСК ЕЭС там успешно размещалась для экспертного обсуждения. В соответствии с “дорожной картой” Экспертному совету предстоит разработать новые формы раскрытия информации об инвестпрограммах и усовершенствовать формы тарифных заявок», — отметил Михаил Абызов.

В совет потребителей по вопросам деятельности ФГУП «Росморпорт» и его дочерних и зависимых обществ также вошли 16 человек. Председатель совета — заместитель гендиректора «Базэла» Вадим Гераскин.

В первую очередь, вижу цель работы совета потребителей по ФГУП “Росморпорт” в обеспечении обмена информацией, создании института установления баланса интересов монополии и потребителей ее услуг... В результате это должно привести к увеличению удовлетворенности потребителей работой предприятия, повышению эффективности использования капитала и к увеличению стоимости активов, не связанной с повышением тарифов», — сказал Вадим Гераскин.

Численность совета потребителей госкорпорации ОрВД та же — 16 человек, председатель — член Экспертного совета, сопредседатель «Деловой России» Сергей Недорослев. По его словам, советы потребителей — это инструмент контроля общества над компаниями, услуги ряда которых вынуждены покупать и граждане, и бизнес, и общество. Совет потребителей, созданный при ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», не будет дублировать и заменять работу исполнительных органов власти и коллегиальных органов госкорпорации или проверять ее — для этого есть соответствующие структуры.

Главное, чего мы хотим — чтобы в работе предприятия все было публично и прозрачно. Помимо общественного обсуждения инвестиционных проектов, их огласки, будем производить оценку удовлетворенности потребителя качеством услуг — это важная функция — и предоставлять обратную связь по качеству предоставляемых услуг. Связанная с этим функция — наблюдение за уровнем тарифов и их обоснованностью.

Важно, что в совет будут входить не только крупные промышленные потребители, но и организации, представляющие интересы простых граждан», — обрисовал планы Сергей Недорослев.

Предполагается, что советы потребителей по вопросам деятельности РЖД, «Росморпорта» и госкорпорации ОрВД также примут участие в рассмотрении и корректировке транспортной стратегии до 2030 года, а также схемы территориального планирования РФ в области федерального транспорта и автодорог федерального значения.

В дальнейшем возможно расширение списка компаний транспортной сферы, при которых будут созданы советы потребителей — по аналогии с общественным комитетом при госкомпании “Автодор”. Этот общественный комитет — открытая площадка, на которой могут работать как общественные организации, так и индивидуальные активисты. Их задача — общественный контроль, отражение мнения общественности по вопросу строительства Центральной кольцевой автодороги: от расходования средств до экологических аспектов. Рассчитываем, что работа советов потребителей будет строиться по такому же принципу», — сказал Михаил Абызов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Открытое правительство27.05.2014