31-10-12 / 2012
Новости отрасли
Создание СРО в сфере перевозок грузов не всем видится целесообразным

Участники заседания объединённого учёного совета АО "РЖД" обсудили предложения по созданию рыночных инструментов регулирования услуг предоставления грузовых вагонов. Одно из них - разработанная Федеральной интимонопольной службой России (ФАС) модель единой на железнодорожном рынке СРО - в очередной раз подверглась критике. Прозвучало и вовсе перпендикулярное мнение: для наведения порядка на рынке нужны не новые организации, а решение старых проблем.

Как отметил начальник департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО "РЖД" Антон Рышков, несмотря на сформированный в рамках структурной реформы рынок услуг операторов, нормативное регулирование операторской деятельности до конца осуществлено не было. Результатом этого стала напряженная обстановка на сети во второй половине 2011 года, а также поступление многочисленных жалоб грузоотправителей по вопросам обеспечения их вагонами и существенного роста стоимости услуг операторов.

Затем господин Рышков напомнил о предложениях по урегулированию рынка, которые весной этого года подготовила ФАС России. Они сводятся к созданию "коммерческой инфраструктуры рынка грузовых железнодорожных перевозок". По сути, ведомство предлагает создать действующие на основе принципа саморегулирования институты, объединяющие представителей "всех участвующих в перевозочном процессе видов организаций железнодорожного транспорта, пользователей услугами железнодорожного транспорта, органов исполнительной и законодательной власти, причастных к регулированию рынка, а также экспертов рынка". Предлагается созывать общий тарифный съезд транспортников (ОТСТ) и совет рынка железнодорожного транспорта в форме некоммерческого партнерства.

"По мнению ФАС, такие институты самостоятельно урегулируют условия оборота услуг по перевозкам грузов. Также предлагается стандартизировать услуги и ввести биржевую форму организации предоставления услуг в сфере железнодорожных грузоперевозок, - продолжил Антон Рышков. - Однако ОАО "РЖД" не может согласиться с таким вариантом решения вопроса".

Несогласие компании основывается на ряде причин. Во-первых, согласно действующей нормативной базе, ОТСТ не может являться формой организации сообщества участников рынка. Во-вторых, эти съезды созываются не по их инициативе, а решением правительства на основании согласованных предложений федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, решения ОТСТ носят лишь рекомендательный характер и принимаются только по вопросам, связанным с совершенствованием государственной тарифной политики на транспорте общего пользования, с учетом интересов всех участников перевозочного процесса. Да и в целом предлагаемая схема формирования и работы коммерческой инфраструктуры рынка перевозок предполагает наделить регулирующей функцией организацию, объединяющую участников рынка с противоположными коммерческими интересами.

Однако заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин заявил, что решение глобальных проблем рынка по силам именно той инфраструктуре, которая объединяла бы всех его участников. При этом ведомство выступает за то, чтобы она была создана на базе ЦФТО.

Между тем советник президента ОАО "РЖД" Валерий Веремеев высказал мнение, что государству и вовсе не стоит перекладывать ответственность за решения в отрасли, "которые давно надо принять, на выдуманные саморегулируемые структуры". Это такие решения, как обеспечение вагонами мелких грузоотправителей, запрет простоев вагонов, сокращение стоимости предоставления вагонов под перевозку. И при этом такие, которые консенсусом, в частности путем создания СРО, по словам господина Веремеева, не достичь. "Думаю, вместо того, чтобы экспериментировать в железнодорожной сфере и создавать что-то новое, сначала нужно разобраться со старыми проблемами", - заключил он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок31.10.2012Ожидание волевых решений