12-03-10 / 2010
Новости отрасли
Создание СРО на железнодорожном транспорте даст компаниям-операторам не только права, но и обязанности

Создание саморегулируемой организации (СРО) на железнодорожном транспорте даст возможность компаниям-операторам коллективно выходить на органы государственной власти с нормативными и законодательными инициативами, добиваться изменений в существующей правовой базе и управлять своими рисками за счет консолидации действий участников операторского рынка и нового правового статуса. Но при этом компании - участники СРО могут столкнуться с ситуацией, когда им придется нести коллективную ответственность перед государством за действия каждого из членов организации.

Советник председателя президиума некоммерческого партнерства "Совет участников рынка операторов железнодорожного подвижного состава" Дмитрий Еремеев, открывая заседание, отметил, что необходимость создания СРО вызвана несовершенной нормативной базой, определяющей работу операторов. Кроме того, отсутствует координация между ними по вопросам эксплуатации и оптимального использования парка грузовых вагонов. "Это создает дополнительные риски снижения эффективности и привлекательности операторского бизнеса. Для сохранения и развития института операторов на рынке услуг грузовых перевозок компании должны принимать активное участие в формировании современной технологической базы железнодорожного транспорта. Один из путей решения задачи - самоорганизация операторов подвижного состава. Оптимальной ее формой представляется создание СРО. Целью такой структуры будет оптимизация отношений между операторами, грузовладельцами, государством и обществом с помощью введения стандартов предпринимательской деятельности и поднятия деловой этики", - отметил представитель партнерства.

По его словам, статус СРО даст таким организациям возможность управлять рисками за счет стандартизации требований к участникам рынка, правил ведения операторской деятельности, а также консолидации ответственности операторов и представления их интересов при взаимодействии с госорганами и с перевозчиком, ОАО "РЖД".

"Участники СРО будут не только иметь обязанности по исполнению стандартов и регламентов деятельности, но и получат возможность участвовать в их разработке и принятии. СРО позволят постепенно прийти к такой конфигурации рынка, которая отсеет недобросовестных участников. Появятся сильные игроки, соблюдающие принципы здоровой конкуренции, что гарантирует потребителям стабильность и безопасность железнодорожных перевозок. Также СРО способствуют реализации единой государственной политики среди участников рынка и в то же время обеспечивают снижение степени давления государства на свободные рыночные предпринимательские и профессиональные отношения", - добавил г-н Еремеев. "К числу функций СРО можно отнести представительство интересов операторов в установлении правового и технологического взаимодействия между ними и ОАО "РЖД". В том числе за счет разработки и внедрения на основе соглашения регламентов и принципов взаимодействия по использованию подвижного состава, инфраструктуры и иных технологических вопросов. Возможно взаимодействие по вопросам распределения пропускных мощностей инфраструктуры и ресурсов по отстою вагонов, работа на официальном уровне с органами исполнительной власти и участие в разработках отраслевых нормативных актов. К функциям СРО могут отойти ведение пономерного учета грузового вагона операторов, арбитраж по вопросам пригодности к эксплуатации парка в спорах между оператором и владельцем инфраструктуры, собственником и грузовладельцем, организация биржи вагонов как торговой площадки", - заявил в своем выступлении Дмитрий Еремеев.

Однако для скорейшей реализации планов по созданию СРО необходима помощь со стороны представителей органов исполнительной и законодательной власти. В настоящий момент отсутствует правовая регламентация деятельности СРО на железнодорожном транспорте, в том числе не установлены контрольно-надзорные функции Министерства транспорта в указанной сфере, не определен компетентный орган по изменению реестра СРО. Для формирования структурирующей роли СРО при оказании услуг необходимо внести в федеральное законодательство положение, закрепляющее статус таких организаций.

Компании, работающие на рынке железнодорожного строительства, уже создали собственную СРО - НП "МООЖС". По словам ее исполнительного директора Дмитрия Сережина, имеющийся в России опыт создания подобных структур свидетельствует, что основной задачей государства при взаимодействии со СРО является наделение их не дополнительными полномочиями, а коллегиальной ответственностью за деятельность компаний-участников.

"Конечно, если государство оставляет за собой право проводить лицензирование какой-либо деятельности, оно также остается юридически ответственным лицом. Но посмотрим на ситуацию в строительстве - строительные организации теперь не получают лицензии у государства. Они получают допуски к работе в своей СРО. Если соответствующее право лицензировать вид деятельности по железнодорожным перевозкам также будет передано СРО, то и ответственность за это останется полностью за ними", - добавил он.

Исполнительный директор НП "Совет участников рынка операторов железнодорожного подвижного состава" Дмитрий Королев согласился с тем, что новым организациям делегируются в основном не права, а обязанности.

"Цель создания СРО операторов - это общее снижение рисков, возникающих при обеспечении перевозки грузов железнодорожным подвижным составом. Риски возникают при взаимодействии операторов с инвесторами в подвижной состав, грузовладельцами (грузоотправителям), перевозчиком (ОАО "РЖД") и государственными органами. Соответственно СРО должны отражать интересы всего рынка, а не только своих членов и выступать с нормативными инициативами по его развитию, способствующими расширению возможностей для всех участников рынка в повышении качества услуг и в снижении рисков, связанных с их работой", - отметил он. Вице-президент Гильдии экспедиторов России Алевтина Кириллова, в свою очередь, сказала, что одним из приоритетов работы СРО должно быть содействие в конкурентной борьбе с другими видами транспорта и международными транспортными организациями и во взаимодействии с государственными структурами.

"Объединяясь, мы можем дать заказчикам более конкурентоспособные сервис и ставки и большую надежность наших услуг, а также оказать содействие при решении вопросов, связанных с взаимодействием с государственными органами. Из практики нашей гильдии могу привести пример решения вопроса по невозврату НДС при транзитных экстренных перевозках железнодорожным транспортом. Объединившись, участники гильдии этот вопрос решили положительно, и средства нашим партнерам-дистрибьюторам были возвращены. Мы помогаем урегулировать судебные вопросы и судебные претензии, вопросы, возникающие с пожарными и санитарными службами, трудовыми инспекциями, если наши экспедиторы малого и среднего бизнеса обращаются с информацией, что участились проверки и оказывается давление со стороны этих органов. Статус саморегулируемой организации, четко прописанный в законодательной и нормативно-правовой базе, позволит решать эти задачи более эффективно", - рассказала Алевтина Кириллова.

Генеральный директор ЗАО "ВКМ-Транс" Валерий Андрюшин отметил, что для СРО одной из главных задач должен быть поиск методов и финансовых инструментов по стимулированию владельцев подвижного состава работать на магистральных путях по схеме общего парка вагонов.

"Сегодня существуют 2500 владельцев подвижного состава. Если каждый будет защищать только свою доходность и свой личный вагон, то в итоге страдает вся логистика транспортных перевозок по сети и увеличивается их цена за счет порожнего пробега и нестыковки прибытия вагонов к погрузке. Для решения этих проблем и имеет смысл создавать СРО, потому что такие организации могут вырабатывать обязательные для всех правила и устанавливать контроль за их выполнением", - добавил он.

Валерий Андрюшин подчеркнул, что для компаний-операторов при принятии решения о вступлении в СРО важно знать, каковы будут их права в организации.

"Не будет ли так, что в СРО станет преобладать влияние "дочек" ОАО "РЖД" и не будут ли подсчитываться голоса при принятии решений не по количеству участников, а по объему их активов? Если этот момент будет урегулирован, тогда саморегулируемые организации смогут сыграть серьезную роль в развитии операторской отрасли. При этом правом вступления в СРО должны обладать не только компании - собственники вагонов, каковыми являются, в том числе банковские и лизинговые структуры, но и операторы, не имеющие собственного парка и работающие с арендуемыми вагонами", - добавил он.

Дмитрий Еремеев сообщил, что в случае создания СРО их участники будут взаимодействовать по принципу "один участник - один голос".

Павел Иванкин, генеральный директор ОАО Рефсервис: - Мы наблюдаем на российском рынке железнодорожных перевозок скоропортящейся продукции два вида конкуренции: внутреннюю, между операторами, и внешнюю, с автомобильным транспортом, который уводит грузы не только у "Рефсервиса", но и у наших конкурентов. Поэтому мы считаем, что создание узкоспециализированной СРО позволит, по крайней мере на нашем маленьком сегменте перевозок, внести определенный порядок в работу участников рынка и создаст условия для честной конкуренции.

С чем сталкивается "РефСервис" на рынке? Мы везем продукты питания, которые требуют соблюдения всех технологических и санитарных требований. Но есть компании, которые предлагают дешевую, но некачественную услугу, при этом используют незаконные методы конкуренции. Нас интересует при создании СРО установление порядка обслуживания подвижного состава узкосегментированного рынка. Мы сможем определить параметры требований к персоналу, который привлекается к этим перевозкам, и стандарты качества самого подвижного состава. А также установить систему качества перевозок. Мне кажется оправданным наличие возможности влияния нашей СРО на разработку и принятие технических регламентов, которые сегодня на ряде грузов, таких как пиво, молоко, соки, отсутствуют.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок12.03.10Риски пока не делятся