06-07-17 / 2017
Новости отрасли
Создание ОПЖТ открыло путь к диалогу в режиме одного окна

Юрий Саакян, генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), вице-президент, член Наблюдательного совета НП "ОПЖТ", к.ф.-м.н.. В 2007 году, когда было создано НП "ОПЖТ", железнодорожная отрасль в результате реформы переходила на новые рельсы. Железнодорожное машиностроение России испытывало тогда серьезные трудности – сокращение закупок в 90-х годах прошлого века сказалось на ее инвестиционных возможностях. Сократились программы НИОКР, была законсервирована часть мощностей, технический уровень выпускаемой продукции уже не соответствовал требованиям заказчиков.

Задача синхронизации развития железнодорожного машиностроения и железнодорожного транспорта стала ключевой предпосылкой для создания НП "ОПЖТ". Важным фактором стало и то, что само ОАО "РЖД" было заинтересовано в развитии отечественных производителей и такой консолидации, а возможность диалога в режиме одного окна и организаторские возможности партнерства обеспечивали ускоренное принятие всей отраслью требований крупнейшего заказчика. В качестве примера альтернативного пути развития можно назвать энергетическое машиностроение: отсутствие в связи с реформой РАО "ЕЭС России" единого заинтересованного заказчика не создавало стимулов для кооперации производителей. Результатом отсутствия консолидации стали практически полная утеря отечественных компетенций по этому направлению (за исключением атомного сектора) и наблюдаемая сегодня зависимость электроэнергетики от импортного оборудования.

Наш институт активно участвует в решении ряда вопросов, курируемых партнерством. С целью совершенствования методики ценообразования на железнодорожную технику в НП "ОПЖТ" при участии ИПЕМ был разработан ряд стандартов, стимулирующих использование метода оценки стоимости жизненного цикла (СЖЦ) продукции. Принятые стандарты определяют условия оценки СЖЦ подвижного состава, способствуют установлению единых объективных и прозрачных правил ценообразования не на основании сметной себестоимости, а экономического результата эксплуатации подвижного состава. Также в НП "ОПЖТ" на основе СЖЦ принята конкретная методика, которая позволяет рассчитывать экономически обоснованные цены на новые модели грузовых вагонов и комплектующих к ним.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок06.07.2017