09-09-10 / 2010
Новости отрасли
Создание единой системы управления парком грузовых вагонов различной формы собственности в рамках «пространства 1520», скорее всего, буде...

К такому выводу, несмотря на оптимистичные заявления разработчиков концепции единой системы управления (в лице государственной администрации железнодорожного транспорта Украины («Укрзализныця»), склоняются большинство экспертов и участников рынка. Основным препятствием, по общему мнению, является даже не сложность юридического закрепления обозначенных в документе инструментов регулирования, а отсутствие стимулов к интеграции у ряда ключевых игроков на этом рынке. Проблема, решение которой пытаются найти в рамках Совета по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ, становится все более актуальной для постсоветского пространства. С увеличением частного вагонного парка растет и стихийное перемещение частных вагонов, в результате чего возрастает порожний пробег и возникает скопление порожнего подвижного состава в ожидании удобных для них грузов. Выходом из сложившихся затруднений, по мнению участников Совета, должно стать создание единой системы управления, которая сведет к минимуму нерациональное движение вагонного парка. Ожидалось, что первым шагом к упорядоченности работы будет подписание Концепции единой системы управления парками грузовых вагонов различной формы собственности в рамках «пространства 1520», а также соглашения о единой системе управления парками грузовых вагонов, которые разработала «Укрзализныця». Действительно, документы получены и направлены для ознакомления участникам Совета, но, скорее всего, в ходе 53-го заседания в декабре текущего года утверждена будет только концепция. Как пояснил директор департамента научного сотрудничества и правового обеспечения дирекции Совета Игорь Иванов, детальное рассмотрение соглашения о единой системе управления следует ожидать не раньше лета 2011-го. «Я пока не готов говорить о каких-то конкретных изменениях, которые будут внесены в итоговый вариант документа, – пояснил И. Иванов, – реакция со стороны железнодорожных администраций в основном положительная, но необходимость доработки очевидна». Впрочем, по мнению скептиков, вопрос, скорее, не в какой-то шлифовке, а смене базовых установок. Действительно, если в России, в результате продолжения реформирования железнодорожной отрасли, останется исключительно приватный вагонный парк, то в большинстве других стран-участников даже сокращение инвентарного парка не предполагается. Как отметил представитель Таджикской железной дороги Абдулхафиз Каландаров, возникает конфликт интересов между железнодорожными администрациями как регуляторами рынка, призванными обеспечить гармонизацию перевозок, и собственниками подвижного состава, стремящимися максимизировать прибыль от использования своего имущества. «Практика показывает, что не всегда принятые решения позитивно воспринимаются другими участниками рынка – отметил А. Каландаров. Собственный опыт «Укрзализныци» служит лучшим тому подтверждением. Призывы внедрить единую систему управления в Украине зачастую наталкиваются на глухое сопротивление владельцев частных парков, которые считают, что их вагоны просто используются для решения локальных проблем компании. «Сейчас, с началом периода сбора урожая и подготовки к отопительному периоду, наблюдается дефицит подвижного состава, и нас не мытьем, так катаньем привлекают к перевозке этих грузов, – делится проблемами директор одной из частных грузовых компаний. – Уверен, к началу зимы опять возникнут проблемы с поиском грузов и тогда снова интерес к нашему парку резко охладится, а мы перейдем в режим почти половинной загруженности». Конечно, локальные проблемы управления вполне могут быть решены, что подтверждается и первым опытом управления частным и инвентарным парком на российских железных дорогах. Как рассказали в транспортной дирекции ООО «Северо-Западная нерудная компания», сбоев в поставках последнее время не наблюдалось, независимо от статуса перевозчика график выдерживался без нарушений. «По большому счету нам все равно, за кем числятся вагоны, – отметил собеседник, – уверен, и сами перевозчики могут найти общий язык для повышения конкурентоспособности этого вида услуг в целом. Иначе сепаратная выгода сегодня может обернуться серьезным спадом завтра».

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru08.09.10Полувагон в полусобственность?