20-02-24 / 2024
Новости отрасли
Союзное государство объединяет ресурсы на железной дороге

К концу 2025 года грузоперевозки из Белоруссии в порты России по железной дороге могут возрасти до 38 млн тонн в год. Для вывоза такого объема грузов железным дорогам двух стран понадобится строительство новой и модернизация существующей инфраструктуры. Белоруссия уже приступила к модернизации железнодорожного коридора на Северо-Запад РФ.

Вышли на стройплощадку

Белоруссия приступила к модернизации своей части железной дороги, ведущей к портам Санкт-Петербурга, чтобы увеличить ее пропускную способность, сообщил министр транспорта и коммуникаций республики Алексей Ляхнович в эфире гостелеканала "Беларусь 1" в минувшее воскресенье.

Он отметил, что российские коллеги "планируют с марта тоже запустить в работу этот объект", и подчеркнул, что модернизация железной дороги позволит в последующие годы нарастить перевозку железнодорожным транспортом белорусских экспортных грузов для перевалки в портах Санкт-Петербурга до 20 млн тонн в год против запланированных в текущем году 12,5-13 млн тонн. По его оценкам, на полную мощность удастся выйти с 2027 года.

Напомним, в конце января тема белорусского транзита через Россию стала одной из главных на заседании Высшего государственного совета Союзного государства. Как итог – президенты двух стран подписали резолюцию о модернизации и развитии железнодорожной инфраструктуры. Кстати, на заседании ставились более амбициозные задачи: за год нарастить объемы транзита железнодорожными маршрутами в порты Санкт-Петербурга до 15 млн тонн грузов.

Как рассказали "Гудку" в ОАО "РЖД", холдинг ведет активную работу, чтобы определить, какую инфраструктуру и где необходимо строить и модернизировать для увеличения грузопотока белорусских грузов в российские порты, сейчас формируется более детальный подход.

Курс на северо-запад

Белоруссия переориентировала транзит своих грузов на Россию после введения экономических санкций со стороны западных стран. В 2023 году, по данным госсекретаря Союзного государства Дмитрия Мезенцева, объем транзита в направлении северо-западных портов России уже составил 12,9 млн тонн. Это направление считается приоритетным по причине короткого плеча доставки, которое удешевляет стоимость перевозки. Основной грузопоток пришелся на порты Санкт-Петербурга. В будущем планируется использовать преимущества Мурманска, Северного морского пути, отметил посол Белоруссии в РФ Дмитрий Крутой.

"Исторически грузоотправители из Республики Беларусь работали через порты Прибалтики. Это обусловлено коротким плечом от станций отправления до портов перевалки. Даже в направлении черноморских портов работа велась не так активно. Были попытки поставлять сырую нефть через украинские порты, но экономика не работала. Поэтому в период санкций остаются порты северо-западного направления – Санкт-Петербург, Усть-Луга, Мурманск и Архангельск. Проблема в пропускной способности этих портов. Перенаправить весь экспорт туда – значит ограничить возможности нашим экспортерам. Вариант один – строительство новой портовой инфраструктуры с расширением железнодорожного подхода", – отмечает генеральный директор ООО "РусТранс", член альянса ACEX в Москве Олег Дегтярев.

Эксперт напомнил, что Белоруссия готова проинвестировать строительство специализированного терминала в Мурманске под транзит своих удобрений. Как ранее заявлял глава Мурманской области Андрей Чибис, это будет терминал на западном берегу Кольского залива мощностью 5-7 млн тонн.

Стороны пока не называют точной суммы, которую в ближайшие два года предстоит выделить на развитие инфраструктуры под белорусский транзит. Как отметил Дмитрий Мезенцев, вложение в совершенствование железных дорог и повышение пропускной способности требуют ресурсов, которые ранее не планировалось вкладывать, но президентами такая "задача поставлена", министерствам и ведомствам двух стран даны "конкретные поручения".

Отметим, что дополнительным стимулом движению белорусских грузов транзитом по территории России являются предоставленные Белоруссии скидки в размере от 10 до 40% на осуществление железнодорожных перевозок по коридору Север – Юг и в направлении порта в Санкт-Петербурге. Скидки направлены на снижение издержек белорусских экспортеров при осуществлении поставок железнодорожным транспортом.

 

Источник Дата Наименование материала

Гудок

20.02.2024