11-01-13 / 2013
Новости отрасли
Союз транспортников готов помочь РЖД в налаживании взаимодействия между транспортным сектором и органами власти субъектов Федерации

Сергей Шутюк, вице-президент Национального союза железнодорожников РФ

Такое партнерство благоприятно скажется на эффективности реализации программ развития рынка железнодорожных перевозок в РФ.

Координаты регионального взаимодействия

В августовском номере журнала "РЖД-Партнер" особое внимание привлекло интервью с вице-президентом ОАО "РЖД" Анатолием Мещеряковым на тему взаимодействия холдинга с региональными органами власти. Полностью согласен с ним: система такого партнерства выстроена, и она работоспособна.

При этом отдельно стоит рассмотреть опыт как Министерства путей сообщения, так и ОАО "РЖД" по регламентации и документальному оформлению взаимоотношений с регионами. Эта система начала формироваться в 1995 году, когда появилось Генеральное соглашение о взаимодействии между железными дорогами и субъектами РФ.

В 2005-м ОАО "РЖД" и 74 субъекта Федерации подписали новое Генеральное соглашение о взаимодействии и сотрудничестве с региональными органами власти в области железнодорожного транспорта, где был обобщен накопленный к этому времени опыт и определены дальнейшие направления долгосрочного партнерства. После этого стали заключаться двух- и трехсторонние соглашения, которые получили развитие на уровне федеральных округов. В частности, были разработаны и стали действовать Балтийский меморандум, Дальневосточное соглашение, Сибирская и Уральская декларации.

Благодаря подписанию Сибирской декларации взаимодействие Западно-Сибирской железной дороги и Кемеровской области было сконцентрировано на укреплении пропускной способности подходов как к этому региону в целом, так и к угледобывающим предприятиям в частности. В результате увеличилась погрузка на железной дороге в Кузбассе, а это, в свою очередь, благотворно повлияло на экономику всего региона.

Уральская декларация способствовала размещению на предприятиях Урала объемных заказов на производство и поставку для ОАО "РЖД" комплектующих и запасных частей, а затем - созданию завода по выпуску современных локомотивов. Как известно, 16 ноября 2012 года президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин, президент ЗАО "Группа "Синара" Дмитрий Пумпянский и президент "Сименс АГ" Петер Лешер подписали меморандум о поставке для нужд ОАО "РЖД" новых локомотивов. Согласно этому документу, российский перевозчик до 2016 года закупит 221 электровоз постоянного тока 2ЭС10, а в 2016-2020 гг. - 675 грузовых магистральных электровозов с асинхронным и коллекторным тяговым приводом производства ООО "Уральские локомотивы".

Подписание данного меморандума в рамках 14-го раунда российско-германских межгосударственных консультаций открыло новые перспективы для плодотворного сотрудничества ОАО "РЖД" на мировом уровне. Подобные совместные проекты - яркий пример эффективности политики ОАО "РЖД", направленной на партнерство с промышленными предприятиями и региональными органами власти.

Системные решения

Важнейшим направлением совместной деятельности являются пригородные железнодорожные перевозки. Уже закончился процесс формирования пригородных пассажирских компаний (ППК), контрольные пакеты акций которых (50% плюс 1 акция или более) принадлежат ОАО "РЖД", а остальная доля - администрациям субъектов РФ, муниципальным образованиям и бизнесу.

Так, в 2006 году образовано ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" (ЦППК), которое сегодня является крупнейшим перевозчиком среди пригородных компаний России. При его создании доли в уставном капитале компании распределились следующим образом: ОАО "РЖД" - 50% минус 2 акции, правительство Москвы - 25% плюс 1 акция, Московская область - 25% плюс 1 акция.

В сентябре 2011-го ООО "Московская пассажирская компания" (МПК) выиграла торги по продаже пакета акций ОАО "ЦППК", принадлежавших правительству Москвы. Среди участников МПК - частные инвесторы: ООО "Аэроэкспресс" и ЗАО "Интегрированные транспортные системы". Уже намечен аукцион по продаже 72 обыкновенных именных бездокументарных акций (25% минус 3 акции уставного капитала) ЦППК. Все это свидетельствует о том, что бизнес проявляет все больше внимания к пассажирским перевозкам и в ОАО "РЖД" идут ему навстречу.

Следует отметить, что доля ЦППК в объеме пригородных пассажирских перевозок Московского железнодорожного узла составляет более 80%, а в целом по России - 56%. Полигон деятельности компании включает в себя территорию десяти субъектов РФ. Ежедневно ОАО "ЦППК" перевозит около 1,3 млн человек. По итогам 2011 года компания получила чистую прибыль в размере 4,7 млн рублей. Поэтому интерес к ней частных инвесторов неудивителен. Вместе с тем выход пригородной пассажирской компании на безубыточность и ее успех на рынке свидетельствуют о том, что системное взаимодействие российских железных дорог, региональных органов власти и бизнеса приносит положительные результаты.

Однако некоторые региональные органы власти по-прежнему не спешат договариваться о способах возмещения доходов, выпадающих от госрегулирования тарифов. Это негативно влияет на организацию пригородных перевозок. Актуальность данной темы требует особого внимания к ней. Проблемы пригородного комплекса обсуждались на самых различных уровнях, но, увы, окончательного решения найти пока не удалось.

Площадка для конструктивного диалога

Союз транспортников России, по моему глубочайшему убеждению, является именно той площадкой, на которой может состояться реальное взаимодействие всех сторон, заинтересованных в эффективной организации пригородных перевозок. Как отметил президент РФ Владимир Путин, "это достаточно новое объединение, но очень масштабное по тем задачам, которые перед собой ставит, и по тому, кого оно объединяет". Те возможности для выстраивания партнерства ОАО "РЖД" с региональными органами власти, которые предоставляет Союз, необходимо использовать как можно эффективнее. И в первую очередь для решения проблем организации пригородных пассажирских перевозок.

В ноябре текущего года на заседании правительственной комиссии по транспорту и связи рассмотрена Концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, где были уточнены основные принципы организации, регулирования и финансирования пригородного комплекса. Эта Концепция позволяет найти способ, как обеспечить потребности населения в более качественном пригородном сообщении и при этом соблюсти интересы перевозчика.

Другим важнейшим документом федерального уровня в сфере железнодорожных пассажирских перевозок является ФЗ "Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения". Убежден, что этот закон, как и Концепция, должны быть рассмотрены на уровне Союза транспортников России. Это поможет реализовать заложенные в них принципы на практике и активизировать процесс дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы железнодорожных пассажирских перевозок, включая принятие вышеупомянутого федерального закона. Аналогично можно вырабатывать и другие механизмы совершенствования взаимодействия ОАО "РЖД" со всеми его партнерами.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер10.01.13Новые алгоритмы партнерства