12-04-12 / 2012
Новости отрасли
Современные компьютерные технологии создают основу для дополнительного импульса развития российских стальных магистралей

По мнению отечественных и зарубежных экспертов, ОАО "РЖД" достигло значительных успехов в создании единой корпоративной информационно-коммуникационной инфраструктуры, предназначенной для сбора, обработки и функционального использования спутниковых данных в интересах различных хозяйств и служб компаний. Среди основных достижений - использование глобальных систем спутниковой навигации и связи на высокоскоростных поездах "Сапсан" (система КУРС-ТС), позиционирование GPS и ГЛОНАСС в устройствах безопасности тягового и моторвагонного подвижного состава (в составе систем КЛУБ-У и "Блок"), а также в оборудовании для отслеживания вагонов с опасными грузами.

С ними тесно связано сравнительно новое направление для российских железных дорог - развитие интеллектуальных систем. Это прежде всего разработки интеграционных моделей для сведения воедино управления всеми специализированными системами, которые, в частности, необходимы для создания интеллектуального грузового поезда. Подобные модели разрабатываются сегодня рядом передовых зарубежных фирм, при этом приходится принимать в расчет особенности российских стальных магистралей.

Сейчас совместно с итальянской фирмой Ansaldo STS проектируется система Itarus-АТС, основанная на европейских стандартах ERTMS второго уровня и позволяющая перейти на координатные методы управления движением поездов. При этом технические решения создаваемой системы превосходят требования ERTMS за счет подключения для определения местоположения поезда спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS вместо используемых в Европе точечных путевых приемопередатчиков типа Eurobalisе. Систему в качестве пилотного проекта опробуют на верхнем уровне транспортной сети Олимпиады 2014 года - участке со своего рода замкнутой конфигурацией. Это позволит эффективно организовать диагностику подвижного состава, мониторинг состояния инфраструктуры, создать условия для оптимального высокоскоростного движения поездов с поправками на ремонтные "окна" и поддерживать режимы восстановления графика.

Мультимодальный транспорт "набирается ума"

В ОАО "РЖД" заняты также разработками умных систем, позволяющих повысить безопасность перевозок и одновременно оптимизировать затраты на доставку грузов по сети. Программы подразделяются на три группы. К первой относятся технологии, соответствующие мировому уровню. По большей части они связаны с поиском алгоритмов организации движения поездов на основе сочетания систем автоведения, спутниковых и оптоволоконных средств связи и микропроцессорых устройств СЦБ.

Вторая группа объединяет технологии, отстающие от мирового уровня на 5-7 лет. К ней относится, например, тяговый привод подвижного состава: ни одна страна в мире, кроме России, уже не выпускает электровозы с устаревшей контакторно-резисторной системой управления. Специалисты также отмечают аналогичное отставание в используемых технологиях в электроснабжении и сегменте цифровой радиосвязи.

И, наконец, в третью группу включены технологии, уровень использования которых признан критическим. Это означает, что они вообще не применяются на полигоне РЖД, хотя и способны принести немалый экономический эффект. К таковым, скажем, относятся технологии управления жизненным циклом. Кроме того, как заметил руководитель направления компании "Ситроникс" Максим Амосов, одним из отстающих секторов является мультимодальный транспорт. В настоящее время все процессы, связанные с управлением такими перевозками,?автоматизированы слабо. Поэтому решения в этой сфере оказываются особенно эффективными. Мировой опыт говорит о том, что использование подобных средств автоматизации позволяет снизить затраты при мультимодальных перевозках на 5-15%. А в условиях России расчет оптимального пути вагонов способен принести кумулятивный эффект и в 20%.

Не случайно в Программе инновационного развития ОАО "РЖД" до 2015 года такое направление, как совершенствование управления перевозочным процессом, было отнесено к тем сегментам, где требуются прорывные решения. А что касается спутниковых технологий, то на 2011-2013 гг. разработан специальный документ, который предполагает их внедрение вместе с проектами развития автоматической идентификации подвижного состава, систем диагностики и мониторинга устройств железнодорожной автоматики.

Равнение на интеграцию

Как подчеркнул первый заместитель генерального директора ОАО"НИИАС" Игорь Розенберг, на железнодорожном транспорте под интеллектуальными транспортными системами (ИТС) понимают не отдельные АСУ, а весь комплекс умных технологий, используемых на сети. Поэтому важно прежде всего получить эффект именно от их интеграции. А это значит, что предстоит состыковать между собой системы для управления движением поездов, диспетчерских с АСУ, охватывающими всю остальную инфраструктуру. Сюда можно отнести, например, системы диагностики вагонов в депо и автоматизации работы маневровых локомотивов.

Основных задач, которые поставлены при интеграции, несколько. Во-первых, ИТС призваны увеличить эффективность использования всей существующей сети дорог - в частности, за счет регулирования вагонопотоков. Во-вторых, повысить уровень безопасности движения. В-третьих, обеспечить руководителей информацией для принятия решений на основе компьютерного моделирования и оценки влияния на движение поездов всех объектов инфраструктуры. Кроме того, помочь в оперативном реагировании на сбои и аварийные ситуации, а также облегчить оценки реального состояния транспортной системы, чтобы точнее прогнозировать изменения и составлять адекватные планы развития инфраструктуры.

Таким образом, по словам председателя консультативного совета компании SWARCO AG Вито Мауро, ИТС становятся ключевым компонентом стратегии, направленной на обеспечение "устойчивой мобильности", или, иными словами - стабильности работы транспортной системы. Более того, они создают основу для оказания клиентам российских железных дорог дополнительных сервисов, поскольку строятся, как отметил заместитель генерального директора по маркетингу и продажам ОАО "Российский институт радионавигации и времени" Андрей Кабиров, на принципах "сетецентричности".

Ученые кафедры коммерции и логистики Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов полагают, что российские железные дороги могут быть включены в цепи поставок крупных грузоотправителей. Ведь одной из востребованных услуг является не просто доставка грузов по стальным магистралям в порт, а их дальнейшая отправка на экспорт по морю. Иными словами, речь идет о перевозках не просто "от двери до двери", но еще и "точно в срок", что требует более развитого логистического сервиса. Таким образом, ИТС помогают не только отлаживать внутренний механизм взаимодействия контрагентов, но и позволяют выступать ОАО "РЖД" в роли инструмента повышения?клиентоориентированности всей цепи поставок, по сути, превращая компанию в логистического провайдера. Это должно придать работе, которая проводится компанией по обеспечению движения грузовых поездов по расписанию, дополнительные возможности.

Практика проведения тяжеловесных грузовых составов требует более тесного взаимодействия Центральной дирекции управления движением с другими дирекциями - инфраструктуры, тяги, ремонта тягового подвижного состава. А это удобнее делать, если управление процессами автоматизировано и различные специализированные системы взаимодействуют друг с другом в режиме реального времени. При превышении веса поезда определенной величины использование современных информационных технологий становится необходимостью. Например, движение соединенного состава весом 16 тыс. т в ноябре прошлого года со станции Лянгасово до станции Бабаево обеспечивала интеллектуальная система автоведения. Такая схема, как признали специалисты Центральной дирекции управления движением, позволяет ощутимо увеличить провозную способность железных дорог и снизить суммарные издержки на транспортировки.

Особая платформа - технологическая

Планы развития ИТС на сети российских железных дорог имеют и еще одну особенность: технологии, которые используются при их создании, - одни из немногих, которые могут рассматриваться в рамках концепции технологических платформ ОАО "РЖД". Ведь ИТС создаются не только на стальных магистралях - намечено формирование национальной интеллектуальной транспортной системы. И разработки железнодорожников могут быть использованы другими видами транспорта. Такие инновационные продукты и называются технологическими платформами.

Общегосударственная?политика развитых стран давно уже базируется на разработке и продвижении ИТС.

В России пока только собираются внедрять нечто подобное в рамках транспортной политики РФ на период до 2030 года. Правда, дискуссии на эту тему длятся уже более двух лет и пока не привели к конкретным результатам. Между тем в Минтрансе, в свою очередь, отмечают, что именно сетевых продуктов, готовых к тиражированию, пока не появилось.

Развитие ИТС на российских стальных магистралях определяется Стратегией развития железнодорожного транспорта в РФ на период до 2030 года и стратегическими направлениями научно-технического развития ОАО "РЖД" до 2015-го. Но пока ИТС на полигоне РЖД так и не приобрели вид технологической платформы. Интеграция специализированных АСУ, как отмечают эксперты, пока недостаточно глубока и разработкам не хватает универсальности для использования в смежных сегментах грузоперевозок. Это, по мнению

И. Розенберга, связано с тем, что современный железнодорожный транспорт относится к разряду крайне сложных систем. Управление в рамках сложившихся традиционных подходов в нынешних условиях становится практически невозможным. Вместе с тем это же обстоятельство исключает возможность введения полного автоматического режима управления движением поездов и затрудняет принятие универсальных решений.

Правда, разработки в сфере спутниковых технологий, представленные рядом российских предприятий (ОАО "Радиоавионика", ОАО "Авангард"), показывают, что такие подходы все-таки возможны несмотря на всю российскую специфику. Есть свои находки в сфере ИТС и на промышленном железнодорожном транспорте.

Одним словом, технологии создания интеллектуальных систем навигации, управления и информационного обеспечения на железнодорожном транспорте, позиционирования вагонов, контроля параметров движения вагонов с их автоматической идентификацией на основе технологий ГЛОНАСС/GPS, наземных комплексов с использованием RFID-технологий, телематического мониторинга и видеонаблюдения транспортных средств и грузов могут быть представлены на федеральном уровне именно как технологические платформы в сегменте грузовых перевозок.

Остается добавить, что ИТС для железнодорожного транспорта ОАО "РЖД" разрабатывает совместно с корпорацией IBM, которая известна целой серией системных решений в этой сфере и сотрудничеством с 60 железнодорожными операторами в разных странах. Разработки ведутся с 2010 года, завершить их планируется в 2014-м. К этому времени, как уточнил директор Центра глобальных железнодорожных инноваций IBM Кит Диэрх, намечена консолидация железнодорожных центров обработки данных и внедрение новой системы автоматизации. Именно на этой основе планируется построить полномасштабную ИТС, которая может претендовать на роль технологической платформы для транспортной отрасли.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер11.04.12Гигантским грузопотокам нужен глобальный интеллект