01-08-14 / 2014
Новости отрасли
Современная продукция и новое мышление - вот секреты успеха ЯВРЗ

Ярославский вагоноремонтный завод по производству и ремонту путевой техники - одно из старейших предприятий города. Его история началась более 140лет назад, когда в 1872 году у ныне закрытой станции Урочь железной дороги Ярославль - Архангельск были открыты Урочские железнодорожные мастерские.

Сегодня ЯВРЗ достойно развивается, сохраняя позиции одного из ведущих предприятий области.

СЛАВНАЯ ИСТОРИЯ ПОБЕД И ДОСТИЖЕНИЙ Год открытия Урочских мастерских совпадает с годом ввода в строй узкоколейной железной дороги Ярославль-Вологда - Архангельск, одной из крупнейших в истории России узкоколейных железных дорог общего пользования. В годы индустриализации судьба предприятия складывалась непросто. В 1931 году ТМУ были переданы в Ивановский машиностроительный трест по производству бумагоделательных машин. Современные станки, которыми гордилось предприятие, разъехались по вагоноремонтным заводам страны, а высококлассные специалисты переквалифицировались на производство потребительских товаров - в том числе ящиков для упаковки куриных яиц.

Однако здравомыслие возобладало. Под Москвой скопилось огромное количество вагонов, нуждающихся в профессиональном ремонте, - и в 1933 году завод был возвращен Наркомату путей сообщения. Во время Великой Отечественной войны здесь были отремонтированы 6 бронепоездов и 3 санитарных поезда.

В 1962 году предприятие переименовано в Ярославский вагоноремонтный завод, а в 1997-м ЯВРЗ вошел в группу компаний "Ремпутьмаш" - крупнейшего российского производителя путевой техники для ОАО "РЖД", входящего в первую тройку компаний - мировых лидеров путевого машиностроения.

Сегодня славная история предприятия бережно хранится в заводском музее, организованном при активном участии известного краеведа Веры Кузнецовой и председателя профкома ЯВРЗ Владимира Котова.

ИСТОРИЕЙ РАЗВИТИЯ И УСПЕХА В ПРЕДДВЕРИИ ДНЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА ПОДЕЛИЛСЯ ДИРЕКТОР ЗАВОДА НИКОЛАЙ ИЛЬИН Сейчас ЯВРЗ - стабильно работающее предприятие с хорошим "пакетом заказов" и достойными условиями труда. Но так было не всегда. Еще год назад завод готовился к трудным временам. Для выживания в непростых условиях рыночной экономики необходимо было срочно решать проблему загрузки предприятия и активизировать внутренние резервы.

О том, как удалось заводу не только остаться на плаву, но и повысить объем производства почти на 40% за относительно небольшой срок, мы беседуем с исполнительным директором ЯВРЗ Николаем Ильиным.

- Николай Александрович, вы возглавили завод ровно год назад - в августе 2013-го. Что удалось сделать за этот небольшой срок?

- Для того, чтобы предприятие стало не придатком, а эффективной единицей Группы "Ремпутьмаш" (РПМ), необходимо было качественное обновление производства. Вместе с руководством Группы РПМ мы провели серьезнейший мониторинг рынка и наметили актуальные пути развития.

И уже к началу этого года завод был обеспечен заказами. Например, сербский контракт. Это совместный проект российского и сербского правительств, в рамках которого на территории Сербии силами специалистов РЖД будут модернизированы сотни километров путей. А наш завод должен обеспечить эту модернизацию необходимой техникой - хопперами-дозаторами, платформами для перевозки рельсошпальной решетки, путевой техники и инструмента. Всего в Сербии будут работать 96 вагонов, сделанных на нашем заводе.

Конечно, это не единственный проект, в котором мы участвуем. Наша техника принимает участие в модернизации БАМа и Транссиба, используется в строительстве высокоскоростных магистралей в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, экспортируется в страны СНГ. А заказчики уже с нетерпением ждут новьвй хоппер-дозатор повышенной грузоподъемности, который еще только готовится к серийному производству: первый опытный образец сошел с конвейера в этом году.

- Но ведь ставка на новую пользующуюся спросом технику - не единственная находка предприятия?

- Большое внимание мы уделяем и организации самого процесса.

Увеличения объема производства новой техники мы добились не только не привлекая дополнительную рабочую силу, но, напротив, оптимизируя численность персонала. Для этого пришлось не только реконструировать цеха и внедрять новые технологии, но и - что было значительно сложнее - поменять психологию работников. Теперь тем же количеством людей, что и прежде, мы можем выпускать втрое больше продукции.

- Как это происходило?

- Еще четыре года назад на заводе начала внедряться система бережливого производства. Она не требует больших финансовых затрат, просто нужно подойти к делу рационально. Например, цветовая разметка в производственных помещениях 1 позволяет сократить время на поиск нужного инструмента. Казалось бы, ерунда, но суеты и простоев ощутимо убавилось.

Тратится гораздо меньше времени на поиск инструмента по цеху и на складе.

И сейчас я уже могу с полной уверенностью сказать, что между порядком в цехах и показателями выработки - прямая связь.

- А как обстоят дела с материальным стимулированием работников?

- На предприятии действует система материального стимулирования сотрудников по ряду показателей - за повышение профессионального мастерства, рацпредложения и за другие успехи. И хоть речь идет не о заоблачных суммах, однако по-настоящему активные сотрудники получают ощутимые доплаты, иногда сразу по нескольким программам премирования. И самое главное - наши рабочие понимают, что рост их зарплаты обусловлен в первую очередь ростом показателей объема производства и производительности труда.

Ну и, конечно, нельзя не отметить, что социальные гарантии коллективного договора завода выходят за рамки стандартного набора, предусмотренным Трудовым кодексом РФ. Я уверен, что оплата лечения, детских путевок, поддержка молодых родителей и другие социальные инициативы в конечном итоге дают положительный экономический эффект и только на пользу предприятию в целом.

...

 

ИсточникДатаНаименование материала
Комсомольская правда - Ярославль01.08.2014