12-12-13 / 2013
Новости отрасли
Современная бизнес-модель РЖД, согласно которой перевозка считается основной услугой, сегодня практически построена

Принятое руководством страны решение о нулевом уровне индексации тарифов на грузовые перевозки в 2014 году существенно осложнит финансовое положение ОАО "РЖД". В этих условиях еще большую актуальность приобретает реализуемый переход к бизнес-модели транспортно-логистической компании, которая предусматривает наращивание присутствия холдинга в нерегулируемых сегментах. В этом случае появляется возможность для создания дополнительных точек роста, необходимых не только для развития инфраструктуры, но и в целом для увеличения стоимости бизнеса. Как отмечает начальник департамента управления транспортно-логистическим бизнес-блоком Алексей Каменобродский, стратегической задачей развития логистического бизнеса холдинга "РЖД" является формирование мультимодальной логистической компании, которая ведет свою деятельность на всем панъевразийском пространстве. И поэтому уже в ближайшей перспективе ОАО "РЖД" необходимо наращивать свое присутствие в тех рыночных сегментах, которые интересны с точки зрения повышения эффективности перевозочного бизнеса. При таком повороте событий приоритетной задачей становится формирование новой продуктовой корзины холдинга с переходом от оказания услуг преимущественно по простой перевозке к предоставлению грузовладельцам комплексных интегрированных услуг по принципу "от двери до двери" и последовательным расширением их спектра.

Согласно макроэкономическим прогнозам на период до 2030 года, ожидаются значительное расширение рынка аутсорсинговой логистики, выстраивание новых логистических цепочек у предприятий-клиентов, рост спроса на сложные логистические продукты.

Но при этом в России в силу географических причин рынок предоставления базовых услуг перевозки и оперирования подвижным составом сохранит свою значимость. В то же время деятельность холдинга необходимо сфокусировать на расширении комплекса услуг, максимально приближая их к потребностям клиентов. Предложение продуктов более высоких уровней пирамиды транспортно-логистических услуг позволит привлечь клиентов, в том числе переключив их с других видов транспорта.

Для успеха в международном логистическом бизнесе клиентам необходимо обеспечить гарантированное предоставление высококачественных услуг, в первую очередь транснациональным компаниям, работающим на глобальном рынке. В связи с этим холдинг проводит работу по укреплению позиций "Российских железных дорог" на европейском транспортном рынке, внедрению на сети современных логистических технологий уровня 3PL/4PL. В 2012 году приобретен 75-процентный пакет акций компании GEFCO S.A., которая входит в первую десятку крупнейших логистических операторов в Европе. Сегодня GEFCO ведет активную работу с крупнейшими российскими и иностранными промышленными предприятиями на предмет предоставления комплексных логистических услуг (ОАК, НЛМК, "Мечел", Корпорация "Иркут", Renault - Nissan, Volkswagen и др.).

ОАО "РЖД" динамично расширяет свою линейку транспортно-логистических продуктов. В частности, ЦФТО совместно с Центральной дирекцией управления движением реализуются такие услуги, как перевозка грузов по расписанию, транспортное обслуживание клиентов на основе долгосрочных договоров. Кроме того, предлагается транспортно-экспедиционное обслуживание с дополнительными услугами, в том числе комплексные услуги "перевозка + подвижной состав", "перевозка + подвижной состав + перевалка в порту".

Реализуется программа "Транссиб за 7 суток", в рамках которой осуществляется движение ускоренных контейнерных поездов с маршрутной скоростью до 1200 км/сут.

Компанией "РЖД-Логистика" развивается услуга "РЖД-Экспресс", направленная не только на увеличение доходов, но и на решение социально значимой проблемы замены перевозок в среднетоннажных контейнерах на перевозки мелкими и сборными партиями в крупнотоннажных контейнерах.

Кроме того, дочерними компаниями ОАО "РЖД" проводятся мероприятия по выводу на рынок новых востребованных транспортно-логистических услуг, а также применяются инновационные технические и технологические решения: использование инновационного подвижного состава и специализированных контейнеров, современные технологии по упаковке и погрузке грузов и др. При участии компании GEFCO реализован совместный проект ОАО "РЖД" и холдинга "ЕВРАЗ" по созданию новой логистической цепочки для доставки продукции "ЕВРАЗ" в Европу, в адрес завода "Витковице Стил" (Чехия), с использованием железнодорожно-паромной переправы Усть-Луга - Засниц. Отметим и еще один масштабный проект ОАО "РЖД" - создание сети терминально-логистических центров (ТЛЦ) на территории РФ. Компания приступила к созданию опорной сети ТЛЦ в 2011 году, начав реализацию пилотного проекта "Белый Раст" в Московской области. Недавно на заседании Инвестиционного комитета ОАО "РЖД" была рассмотрена и в целом одобрена программа дальнейшего развития проектов сети ТЛЦ.

Системная работа по реализации данных проектов и разработке новых продуктов будет продолжена. По предварительным оценкам, внедрение современных логистических технологий, дальнейшее развитие терминальноскладского бизнеса, сферы экспедирования, интеграция с GEFCO, а также реализация ряда международных проектов позволят дополнительно получить к 2030 году более 15 трлн руб. выручки. Таким образом, наметившийся дефицит инвестиционных потребностей компании, необходимых для ее развития в рамках современной бизнес-модели, будет существенно восполнен.

В досье

Целевая операционная модель транспортно-логистического бизнес-блока предполагает четкое разграничение функционала и ответственности.

Функции управления бизнес-блоком, разработки его стратегии, координации деятельности дочерних компаний, входящих в его периметр, определения тарифной политики холдинга выведены на уровень аппарата управления ОАО "РЖД" и возложены на департамент управления транспортно-логистическим бизнес-блоком. К основным задачам управления бизнес-блоком следует отнести построение интегрированной клиентоориентированной системы продаж с сегментацией ключевых клиентов, внедрение системы мотивации, направленной на усиление кросс-функционального взаимодействия и устранение внутренней конкуренции, а также создание механизмов, направленных на рост операционной эффективности.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок - Спецвыпуск12.12.13Все для клиента