26-06-15 / 2015
Новости отрасли
Совпадают ли возможности вагоностроителей и ожидания грузоотправителей?

У каждой компании, занимающейся перевозкой грузов, существует план обновления подвижного состава. Однако сегодня спрос на новые вагоны невелик, а загружать производственные мощности и продолжать насыщать кэптивные компании новыми погрузочными ресурсами в прежних объемах предприятия уже не могут себе позволить. По данным ИПЕМ, по сравнению с прошлым годом производство снизилось более чем на 60%. Каковы же в целом перспективы по итогам года?

Подвижной состав под заказ

Снижение объемов перевозок заставляет владельцев грузового подвижного состава отставлять от работы и перераспределять свой рабочий парк.

Операторы и грузовладельцы внимательно следят за разработками вагоностроительных предприятий и предложением современных моделей. Грузоотправители настаивают на том, что подбирают подвижной состав не по одной только стоимости, а исходя из совокупности технических характеристик вагона, которые и определяют экономически обоснованный выбор той или иной модели. "Чем выше доходность и ниже расходы, связанные с обеспечением жизненного цикла подвижного состава, тем больше шансов у вагона быть востребованным на рынке", - уверен утверждает старший вице-президент - главный инженер АО "СГ-транс" Сергей Калетин.

Участники рынка отмечают, что в нынешних условиях доходность и надежность вагона - это основные критерии при выборе подвижного состава. Еще один фактор, который может подстегнуть спрос, - стоимость процедур по продлению срока службы подвижного состава. "Думаю, что в связи с жестким регламентированием процедуры продления и значительно возросшей ценой на проведение модернизации появится интерес к приобретению специализированных вагонов, в том числе для перевозки химических грузов", - полагает С. Калетин.

Другие эксперты с ним солидарны: сегодня отрасли не хватает специализированного подвижного состава. "Из-за отсутствия профицита в этом сегменте и ввиду ужесточения требований к перевозке опасных грузов выпуск спецсостава сейчас очень актуален", - утверждает директор по развитию бизнеса "РМ Рейл" Андрей Водопьянов.

Например, холдингу "Омск Карбон Групп" не хватает специализированных вагонов-хопперов, предназначенных для перевозки исключительно технического углерода. По словам начальника департамента доставки продукции Светланы Демановой, это уникальные в своем роде вагоны производства украинских вагоностроителей, аналога которым в России пока нет.

В свою очередь, ООО "Трансойл" считает весьма перспективным направлением транспортировку грузов в танк-контейнерах. "У нас в управлении уже около 700 танк-контейнеров и 350 фитинговых платформ. Средний объем перевозок - 20 тыс. т в месяц", - уточнили в компании.

Ставка на универсальность

Несмотря на то, что большинство экспертов говорит о нехватке специализированного парка, некоторые пользователи требуют от вагонов универсальности. "У нас заказывают такие вагоны, которые совмещают в себе возможности для транспортировки ряда грузов одного производства, например метанола и аммиачной воды. Это позволяет перевозчикам существенно снижать объем операционного парка", - комментирует А. Водопьянов.

В целом производственники признают, что сегодня заказчику нужны высокоэффективные вагоны с увеличенным объемом кузова, повышенной грузоподъемностью, минимальной массой тары и пригодностью для перевозок широкой номенклатуры грузов. Другими словами, такие вагоны, которые бы экономически себя оправдывали. Предприятия также ориентируются на выпуск продукции, которая ранее на территории России не производилась.

С увеличением объема перевозимых грузов в вагоне стоимость и расходы на его содержание, конечно, уменьшаются. Но нельзя не отметить, что в погоне за количеством может пострадать качество, а именно скорость доставки, так как сложность погрузочно-разгрузочных операций возрастет.

Грузоподъемность во главе угла

По словам генерального директора ОАО "Научно-внедренческий центр "Вагоны" Юрия Бороненко, большегрузные железнодорожные перевозки - ключевое направление, обеспечивающее комплексное развитие отечественной вагоностроительной отрасли. "Главная задача, которая стоит в настоящее время перед производителями, - увеличить грузоподъемность и объем вагона, не делая при этом его длиннее. Именно такой подвижной состав востребован на рынке, так как приносит более высокий доход", - комментирует он.

С одной стороны, рынок сейчас перенасыщен, с другой - новые разработки, учитывающие потребности грузоотправителей, окажутся востребованными, так как парк время от времени необходимо обновлять. А из-за ситуации с продлением многие предпочтут приобрести новый подвижной состав, например, большей вместимости и с увеличенным гарантированным сроком службы, нежели вкладывать деньги в ремонт с продлением. Для того чтобы соблюсти баланс интересов производителей, операторов и грузовладельцев, необходимо принимать конструктивные меры как на государственном уровне, так и внутри отдельно взятых предприятий: выпуск продукции должен соответствовать спросу и потребностям, а также требованиям времени.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру26.06.2015