21-11-14 / 2014
Новости отрасли
Совместное предприятие – шаг вперед

ОАО "РЖД" предложило ОАО "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП) создать совместное предприятие по оперированию вагонами на подъездных путях к терминалам. Для решения вопроса уже создан координационный совет, а ОАО "ПУЛ транс" готово поделиться опытом по регулированию процессов в порту.

Напомним, в ходе сетевого селекторного совещания, которое состоялось 7 ноября, президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин заявил, что в октябре маршрутная скорость сквозных грузовых поездов выросла до 508 км в сутки, что на 13,1% больше, чем в октябре прошлого года. В. Якунин подчеркнул, что росту маршрутной скорости препятствовала неудовлетворительная работа морских портов по переработке поступающего вагонопотока. По данным РЖД, из-за этого в октябре маршрутная скорость, в частности, на Октябрьской железной дороге была снижена на 11 км в сутки, на Северо-Кавказской - на 17 км в сутки.

Число отставленных от движения грузовых поездов, ожидающих выгрузки в портах, в октябре 2014 года достигало 130 поездов в сутки, что на 40% больше, чем за аналогичный период 2013-го. Глава РЖД добавил, что критическая ситуация наблюдалась на Северо-Кавказской железной дороге, где в ожидании выгрузки в портах Новороссийск, Туапсе, Таганрог, Кавказ было отставлено от движения 160 поездов.

В результате от холдинга поступило предложение создать в порту Новороссийск единый центр транспортно-логистических услуг, который будет отвечать за обработку подвижного состава и координировать подачу торгового флота. В ОАО "РЖД" считают, что создание СП по оперированию вагонами на подъездных путях к терминалам позволит увеличить объемы обработки грузов в НМТП. Эту идею поддержали и в порту.

Как рассказали ИА РЖД-Партнер.ру в НМТП, они надеются, что таким образом удастся наладить эффективное взаимодействие, совместно и оперативно решать возникающие сложности. Более того, 16 ноября на совещании в Новороссийске был создан постоянно действующий координационный совет. Его возглавили генеральный директор ОАО "Новороссийский морской торговый порт" Султан Батов и первый заместитель Северо-Кавказской железной дороги Владимир Пястолов.

"На заседаниях совещательного органа будут регулярно рассматриваться актуальные проблемы работы транспортного узла, конкретные меры, направленные на сокращение сроков обработки транспортных средств, а также увеличение статической нагрузки подвижного состава и усиление сохранности грузов", - пояснили в НМТП. Как рассказали в порту, в рамках координационного совета планируется провести анализ производственной ситуации, чтобы выявить узкие места. "С помощью данного совещательного органа мы сможем всесторонне рассмотреть дальнейшие варианты взаимодействия с привлечением всех участников этого рынка", - заключили в ОАО "НМТП".

Помимо этого, на совете будут обсуждаться именно практические пути развития интенсификации транспортного процесса и упорядочения логистических цепочек.

"Это шаг к переходу порта и станции в Новороссийске на новый уровень технологического взаимодействия, то есть уход от схемы "грузоотправитель - перевозчик - порт - судно" и создание схемы "грузоотправитель - перевозчик и порт - судно", - подчеркнул В. Пястолов.

Он также подчеркнул, что при создании СП необходима прежде всего заинтересованность грузополучателей, так как сегодня их доля в выгрузке станции Новороссийск составляет более 30%.

"Всем известен положительный опыт монооператора в Усть-Луге, однако в Новороссийске он требует несколько иного подхода, так как, в отличие от транспортного узла в Усть-Луге, в Новороссийске осуществляют свою деятельность 46 грузополучателей, в том числе и с небольшими объемами работы", - рассуждает В. Пястолов.

По словам первого заместителя Северо-Кавказской железной дороги, основной причиной скопления грузов на подходах к порту традиционно является невыполнение норм выгрузки, задержка подачи вагонов из-за отсутствия флота и затоваривания складских емкостей, а также неблагоприятные погодные условия и неисправности перегрузочной техники.

"В условиях роста объемов погрузки в направлении портов Азово-Черноморского бассейна каждый сбой на любом этапе перевозки влечет за собой задержку вагонов в пути следования. Для того чтобы минимизировать данные издержки, необходимо крайне гибко и оперативно управлять и грузопотоком в адрес портов, и погрузкой на экспорт, не допуская колебаний объема относительно перерабатывающей способности терминалов", - разъясняет он.

По прогнозу аналитика "Инвесткафе" Романа Гринченко, создание совместного предприятия между РЖД и НМТП по оперированию подвижным составом на подъездных путях к терминалам позволит повысить скорость обработки грузов и, как следствие, увеличить прибыль обеих компаний. "С увеличением прибыли и повышением привлекательности перевалки в данном порту, а также вследствие ускорения обработки грузов можно ожидать, что тарифы сохранятся на прежнем уровне, несмотря на увеличение операционных расходов на функционирование логистического центра", - заключает аналитик.

При создании совместного предприятия, по мнению генерального директора ОАО "ПУЛ транс" Игоря Евстафьева, нужно сделать эффективными те площадки, которые уже есть в портах, чтобы они обеспечивали потребности участников транспортного рынка.

"Важно одновременно организовать обработку грузов, которые приходят по железной дороге, и наладить координацию портовых служб. Логистика в порту должна работать как часы. Самый быстрый и действенный способ - открытие в НМТП филиала "ПУЛ транса", - отметил он.

ОАО "РЖД" планирует использовать опыт ОАО "ПУЛ транс", которое с 2007 года осуществляет маневровую работу в порту Усть-Луга. "К нам приезжали представители Северо-Кавказской железной дороги, которым мы показали, как организована работа в Усть-Луге. Специалисты "ПУЛ транса" предложили СКЖД не тратить время на преобразования и адаптацию взаимодействия работы порта и железной дороги, а доверить это компании - мы готовы создать в Новороссийском порту предприятие по оперированию вагонами, если понадобится", - поясняет И. Евстафьев.

Однако, по словам эксперта-аналитика отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий Ильи Колодяжного, создание такого предприятия полностью проблемы не решит. Он полагает, что помимо оперирования вагонами параллельно необходимо организовать своевременную подачу судов и размещение грузов в порту. "В качестве положительного результата работы СП можно ожидать уменьшения объема ожидающих обработки грузов, а соответственно, и снижения простоев на подъездных путях. Управление грузопотоком должно стать более качественным", - отмечает И. Колодяжный.

По его мнению, совместное предприятие сможет взять на себя функции по диспетчерскому руководству в порту, а также отвечать за подачу собственного тягового состава, оформление перевозочных документов и пр.

"В связи с этим можно ожидать снижения стоимости транспортно-логистических услуг не только за счет ускорения обработки грузов в порту, но и благодаря сокращению сроков эксплуатации вагонов, использованию потенциала перевозок по ниткам графика не только груженого, но и порожнего подвижного состава. В целом экономия может составить не менее 2-5 суток от имеющегося оборота вагонов в зависимости от направления перевозок, то есть не менее $0,5-1 за тонну груза", - полагает И. Колодяжный.

Таким образом, участники рынка и эксперты сходятся во мнении, что создание совместного предприятия отчасти исправит ситуацию с управлением грузопотоков в порту Новороссийск и сделает его более эффективным.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру21.11.2014