22-12-14 / 2014
Новости отрасли
Советы потребителя

Клиенты ОАО «РЖД» предложили корректировки в развитии компании Перед рассмотрением финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД» на правительстве, которое намечено на 27 ноября, эти документы впервые прошли экспертизу Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД». О том, как видят стратегию развития компании ее клиенты, «Гудку» рассказал председатель совета Сергей Мальцев.

– Сергей Валентинович, Совет потребителей рассмотрел финансовый план и инвес­тиционную программу ОАО «РЖД». Какие рекомендации были даны советом правительству?

– В целом финансовый план компании на 2015 год и на перспективу до 2017 года сбалансирован. Однако мы обратили внимание на некоторые риски, которые здесь присутствуют. Нет полной уверенности, к примеру, что в 2016–2017 годах из-за сложной экономической ситуации компания получит все государственные средства, которые запланированы. В том числе и на проект модернизации БАМа и Транссиба. Поэтому нужно подготовиться к худшему и определить различные варианты безубыточной работы холдинга в этих условиях, чтобы сохранить эксплуатационную надежность сети. В проектах должны быть приоритетные цели. Если государственное финансирование БАМа и Транссиба сократится, к примеру, наполовину, какие стройки должна будет реализовывать компания, чтобы они все равно работали на результат? Мы полагаем, что ОАО «РЖД» необходимо провести стресс-тесты, чтобы быть готовым к такой ситуации. Никто, кроме самой компании, это сделать не сможет.

Также мы полагаем, что необходимо решить проблему постоянного роста просроченных километров железнодорожного пути, которым необходим капитальный ремонт. Последнее время закрытие дефицита на капитальный ремонт осуществляется из государственных средств путем субсидий, но если попытаться найти деньги на ремонт ежегодно 6 тысяч километров, то в этом случае мы перейдем к сокращению такой «просрочки».

– Однако тогда компании в своей инвестиционной программе придется сокращать другие направления…

– В наших рекомендациях практически все посылы адресованы на следующие годы, на перспективу. Мы понимаем, что в 2015 году они не могут быть реализованы, однако необходимо над этим работать. В частности, можно переориентировать средства на ремонт пути со статьи по закупке моторвагонного подвижного состава и части локомотивов. РЖД покупают электрички на себя, несмотря на то что есть выделенные «дочки», зависимость которых от материнской компании в результате таких покупок лишь усиливается. Пассажирские «дочки» в результате не капитализируются, а только платят арендную плату. Мы понимаем ту ситуацию, в которой оказалось ОАО «РЖД» с пригородом, но проблему решать как-то надо. И этот 21 млрд руб. мог бы решить вопрос о просрочке ремонта пути.

Также предлагается рассмотреть вопрос о частных инвестициях в локомотивный парк. Это позволило бы высвободить определенные средства компании.

С другой стороны, члены совета поддерживают РЖД по необходимости компенсации государством выпадающих доходов от пассажирских перевозок.

– Какие еще способы пополнения бюджета компаний увидел совет?

– Эксперты предложили увеличить выплаты ДЗО в пользу материнской компании. Ведь мы исходим из того, что дочерние зависимые общества выделяются с целью генерировать прибыль. Если этого не происходит, то нужно внимательно посмотреть на эффективность таких компаний. Пока же запланировано снижение поступлений в следующем году. Программу сбора дивидендов нужно явно усиливать.

– Однако РЖД рассчитывают на большие доходы от логистического бизнеса, который сконцентрирован в дочерних компаниях. А Совет потребителей как раз призывает пересмотреть направления развития РЖД как транспортно-логистического холдинга. Откуда в этом случае возьмутся дополнительные доходы?

– Совет проанализировал проект стратегии (долгосрочной программы) развития РЖД до 2030 года и отметил обязательность доработки этого документа именно в части развития компании как транспортно-логистического холдинга. Это сложный и комплексный вопрос.

Если на этапе формирования сквозной транспортной ставки мы имеем регулируе­мый и нерегулируемый тарифы, то на выходе имеем монопольное давление на субъекта. Потому что на практике получается так, что без обязательной услуги я не могу получить комплексную. Фактически это вход РЖД на те рынки, которые уже конкурентны. Необходимо решить, нужно это или нет. Если у нас рынок логистических услуг дерегулирован, то он должен существовать где-то рядом с перевозчиком.

– Какие рекомендации дал совет по разработке KPI для руководства РЖД?

– Мы поддержали исключение из существующего списка таких показателей, как рост объема инвестиций, соотношение уровня оплаты труда работников компании с общероссийским и протяженность скоростных и высокоскоростных магистралей. Все эти параметры зависят от решения правительства. Но решили рекомендовать добавить удовлетворенность потребителей, а также показатели по эффективности инвестиций и их использования.

В данном случае мы руководствовались тем, что конкретный перечень пунктов, по которым будет оцениваться деятельность компании, будет формировать Минэкономразвития. Мы хотим дать министерству как можно более широкий список, из которого уже будут выбраны необходимые параметры.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152022.12.2014