30-07-13 / 2013
Новости отрасли
Совет рынка не поддерживает создание системы сорегулирования до завершения формирования правовых основ рыночного сегмента ж/д услуг

Дмитрий Королев, исполнительный директор СРО НП «Совет операторов железнодорожного транспорта»

Совет рынка не поддерживает создание на железнодорожном транспорте системы сорегулирования (коммерческой инфраструктуры рынка) до завершения формирования правовых основ функционирования рыночного сегмента железнодорожных транспортных услуг.

На протяжении довольно длительного времени в отраслевом сообществе возникает тема целесообразности создания коммерческой инфраструктуры рынка грузовых железнодорожных перевозок. На текущий момент необходимо отметить достаточно низкую мотивацию к использованию электронных торговых систем и со стороны операторов, и со стороны клиентов. Это обусловлено влиянием совокупности факторов, носящих как объективный, так и субъективный характер. В условиях падения объемов перевозок и роста профицита грузовых вагонов грузоотправители имеют приличный выбор коммерческих предложений по оказанию операторских услуг с вполне комфортными условиями. Кроме того, до сих пор в отрасли существуют пробелы в правовом регулировании деятельности операторов: не определен статус таких компаний, четкое понятие оказываемых ими услуг, нет единых стандартов деятельности. Не внедрена в полном объеме и новая технология управления вагонными парками в условиях множественности операторов железнодорожного подвижного состава.

С одной стороны, в рамках решения этих задач сейчас реализуются несколько мероприятий. Например, разработан и внедряется Единый сетевой технологический процесс, который позволяет частично решить имеющиеся проблемы за счет улучшения управления вагонными парками. Правда, значительная часть положений ЕСТП может применяться только при условии внесения изменений в российское законодательство. В то же время на железнодорожном транспорте формируется система саморегулирования в сфере услуг операторов железнодорожного подвижного состава.

Мы полагаем, что работа коммерческой инфраструктуры рынка грузовых железнодорожных перевозок не может быть обеспечена без решения следующих задач. Во-первых, появления нормативно-правового регулирования деятельности операторов и законодательного закрепления основ саморегулирования на операторском рынке (и в первую очередь – обязанности операторов предоставлять принадлежащие им вагоны, контейнеры для перевозок грузов и являться членами единой СРО, что позволит сформировать единые стандарты работы операторского рынка, в том числе в рамках коммерческой инфраструктуры). Во-вторых, необходимо установление ответственности операторов и владельцев подвижного состава за непроизводительное занятие железнодорожных путей общего пользования, а также права владельца инфраструктуры общего пользования перемещать порожние вагоны при их невостребованности в перевозочном процессе или наличии ограничений пропускной способности инфраструктуры в местах отстоя. В-третьих, требуется формирование правовых основ для внедрения разработанного ОАО «РЖД» ЕСТП, отражающих баланс интересов всех участников рынка услуг железнодорожного транспорта.

Ряд проектов актов, направленных на решение указанных проблем, уже внесен в правительство. В их числе – проект постановления правительства «Об утверждении положения «Об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками при перевозках грузов»; проект федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О железнодорожном транспорте в РФ», устанавливающий в том числе основные права и обязанности операторов, а также определяющий обязательность их членства в СРО.

Но с учетом продолжительности процедуры принятия федеральных законов завершение формирования правовых основ функционирования рынка железнодорожных транспортных услуг в существующей конфигурации прогнозируется не ранее 2015 года.

Принимая во внимание все изложенное, партнерство считает возможным формирование коммерческой инфраструктуры рынка грузовых железнодорожных перевозок (по мере решения вышеуказанных задач) не ранее 2016–2017 гг. В связи с чем Совет рынка не поддерживает создание системы сорегулирования на железнодорожном транспорте без завершения формирования правовых основ функционирования рыночного сегмента железнодорожных транспортных услуг.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru24.07.13Прежде всего рынку нужна правовая база