04-08-17 / 2017
Новости отрасли
Совет потребителей ОАО "РЖД" определил направления развития тарифного регулирования

Расширение периметра целевой надбавки позволит повысить надежность и производительность работы локомотивов, а через это перейти к оптимизации всего парка и сокращению инвестиционного бюджета холдинга

Совет потребителей ОАО "РЖД" обсудил предложения Федеральной антимонопольной службы РФ по внесению изменений в Постановление Правительства России от 5 августа 2009 г. № 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" (далее – Постановление), поступившие из Аппарата Правительства (письмо № П9-37651 от 17.07.2017г.) от Заместителя директора Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства РФ Шогенова В.М.

В соответствии с мнениеми участников Совета потребителей ОАО "РЖД", высказанных на заседании Комитета по вопросам тарифного регулирования, предложенные ФАС изменения были вынесены на общее голосование, которое состоялось 28-31 июля.

В ходе обсуждения члены Совета потребителей ОАО "РЖД" отметили целесообразность работы по совершенствованию системы тарифного регулирования в железнодорожном транспорте. По итогам обсуждения Совет потребителей поддержал большинство изменений, предложенных ФАС.

Основными направлениями развития механизмов тарифного регулирования Совет потребителей считает введение инструментов повышения прозрачности расходов ОАО "Российские железные дороги", а именно - переход на систему внутреннего заказа технологических ресурсов и совершенствование закупочных процедур с переходом на заключение контрактов жизненного цикла.

Также участники Совета сочли целесообразным сформировать механизмы стимулирования ОАО "Российские железные дороги" на проведение оптимизационных программ, даже в случае их капиталоемкости (в частности, сохранение на период окупаемости экономического эффекта, полученного от мероприятий по сокращению затрат).

Также одним из механизмов тарифного регулирования является совершенствование инструментов регулирования пригородных пассажирских перевозок, включая перевод вопросов определения затрат ОАО "РЖД", выставляемых пригородными пассажирскими компаниями, на уровень ФАС России; возможность приобретать подвижной состав с повышенными качественными характеристиками.В числе механизмов регулирования кроме того предусмотрена разработка ФАС России единого перечня документов, предоставляемых пригородными пассажирскими компаниями в Региональные энергетические комиссии при защите тарифов;

Вместе с тем, ряд изменений, предложенных ФАС, по мнению Совета, требуют дополнительной проработки. В частности, предложение о выравнивании тарифов Железных дорог Якутии (ЖДЯ) и тарифов ОАО "РЖД", а также установление сквозных железнодорожно-паромных тарифов, возможность регулирования тарифов операторов подвижного состава, входящих в одну группу лиц с субъектом регулирования, доминирующем на рынке перевозки грузов железнодорожным транспортом, выделение в отдельную регулируемую услугу - услуги по организации движения грузовых поездов по расписанию и распределению ниток графика.

Вопрос выравнивания тарифов Железных дорог Якутии (ЖДЯ) и тарифов ОАО "Российские железные дороги", по мнению Совета потребителей, нуждается в дополнительном нормативном анализе и требует проведения расчета последствий и экономического обоснования. Вопрос установления сквозных железнодорожно-паромных тарифов, по мнению Совета требует анализа на предмет соответствия предмету регулирования Постановления Правительства России № 643, действующим законам и нормативным актам, в том числе в сфере тарифного регулирования, так как услуги паромных переправ и фрахт ранее не относились к регулируемому сегменту.

По предлагаемой ФАС возможности регулирования тарифов операторов подвижного состава, входящих в одну группу лиц с субъектом регулирования, Совет считает, что рынок услуг по предоставлению вагонов является высоко конкурентным, и существующие полномочия ФАС России позволяют осуществлять контроль за установлением цен операторскими компаниями в рамках законодательства о защите конкуренции.

Вопрос выделения услуги по организации движения грузовых поездов по расписанию и распределению ниток графика в отдельную регулируемую услугу, по мнению Совета потребителей, требует увязки с положениями Прейскуранта 10-01.

По вопросу возможности установления дополнительной целевой надбавки на финансирование мероприятий по поддержанию технического состояния и обновления локомотивного парка мнения членов Совета потребителей разделились.

На рассмотрение Совета потребителей было вынесено предложение ФАС России включить в проект изменений в Постановление №643 пункт, расширяющий методологическую возможность введения дополнительной целевой надбавки на финансирование мероприятий по поддержанию технического состояния и обновлению локомотивного парка, в дополнение к существующей возможности введения надбавки на капитальный ремонт инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

В ходе обсуждения на Комитете по тарифному регулированию Совета Потребителей были получены пояснения ФАС России о том, что предлагаемые изменения в Постановление не означают введение такой дополнительной надбавки. Решение о необходимости и размере дополнительного финансирования потребует отдельного обоснования и, в случае его принятия, надбавка будет вводиться отдельным решением Правительства РФ с обязательным предварительным вынесением на Совет Потребителей.

По итогам голосования большая часть проголосовавших (12 из 21 голосов) поддержали возможность расширения периметра целевой надбавки, уже предусмотренной действующей редакцией Постановления. При этом 9 членов Совета поддержали редакцию, предложенную ФАС, еще 3 голоса были отданы за вариант, при котором дополнительно устанавливается предельный размер (1%) и срок действия надбавки (1 год). Против предложенных изменений высказалось 6 членов Совета. Еще 3 участника приняли решение воздержаться по этому вопросу.

В то же время Генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян отметил, что введение надбавки не означает обязательный дополнительный рост тарифов для грузоотправителей в 2018 году. "Предлагаемая редакция 643-го Постановления правительства лишь предусматривает возможность введения такой надбавки для финансирования дефицита операционных расходов РЖД. Ее конкретные параметры – направления использования средств, размер и срок действия – будут определяться отдельным решением Правительства РФ после согласования со всеми заинтересованными сторонами, включая и Совет потребителей", - подчеркнул эксперт.

По мнению Юрия Саакяна, при оценке последствий применения надбавки необходимо учитывать, что основную часть затрат ОАО "РЖД" уже несет в рамках текущего бюджета. "Первоочередным источником финансирования Компании должны выступать доходы от перевозки грузов без каких-либо надбавок. Далее ОАО "РЖД" необходимо максимально использовать возможности внутренней повышения эффективности и только после этого появляется возможность обратиться за дополнительной целевой надбавкой".

"Говоря о затратах на локомотив, то для оценки ежегодных расходов ОАО "РЖД" необходимо делить стоимость жизненного цикла 0,5-1 млрд руб. на срок эксплуатации локомотива, который составляет 40 лет. В результате ежегодный вклад локомотива в затраты ОАО "РЖД" составляет около 13-25 млн руб., а текущие затраты на его содержание – 8-15 млн руб, - подчеркнул генеральный директор ИПЕМа - Важно также отметить, что в ОАО "РЖД" сейчас нет дефицита локомотивов. Речь скорее идет о повышении качества содержания парка и полноте финансирования операционных расходов (обновление линейного оборудования, отказ от практики перепробега локомотивов между ремонтами, нормативное содержание инфраструктуры депо). Это позволит повысить надежность и производительность работы локомотивов, а через это перейти к оптимизации всего парка и сокращению инвестиционного бюджета ОАО "Российские железные дороги"".

Юрий Саакян также напомнил, что все затраты, входящие в стоимость жизненного цикла РЖД несет уже сейчас – через амортизацию, оплату сервиса, топлива, локомотивных бригад. Объединение их в рамках одного контракта, не приведет к каком-то их росту, а наоборот, повысит прозрачность расходов Компании, позволит сформировать объективный критерий выбора локомотивов. При этом, ответственность производителя уже не будет ограничиваться 2 годами гарантии, как сейчас, а станет действовать в течение всего периода эксплуатации локомотива.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок04.08.2017