21-11-13 / 2013
Новости отрасли
Совет директоров РЖД в пятницу обсудит продажу активов компании

Совет директоров ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) на заседании 22 ноября рассмотрит вопрос об изменении долей в ряде "дочек", говорится в сообщении монополии.

Речь, в частности, идет о выходе из состава акционеров ОАО "Вагоноремонтное предприятие (ВРП) "Грязи" (Липецкая обл.). Компания была создана монополией в конце 2000-х гг. на базе имущества одноименного депо в качестве совместного предприятия с ООО "Независимая транспортная компания" (НТК) группы UCL Владимира Лисина (РЖД принадлежит 50% минус 1 акция). Соучредитель был выбран на открытом конкурсе.

Сейчас НТК является единственным владельцем бывшей "дочки" РЖД и крупнейшего в РФ оператора вагонов - ОАО "Первая грузовая компания" (ПГК). При этом генеральный директор ПГК Олег Букин ранее заявлял, что компания намерена выкупить долю монополии в СП. "Мы хотим контролировать это предприятие, в том числе инвестпрограмму, в полном объеме", - пояснял он суть намерений. Впрочем, РЖД, согласно их материалам, собираются продать свою "долю" в "Грязях" на аукционе.

Кроме того, на заседании в пятницу совет директоров перевозчика рассмотрит вопросы "о прекращении участия РЖД в ряде небольших "дочек" - ОАО "Московский машиностроительный завод "Красный путь", ОАО "Алатырский механический завод" (АМЗ, Чувашия), ОАО "Ишимский механический завод" (ИМЗ, Тюменская обл.), ОАО "Научно-исследовательский институт технологии, контроля и диагностики железнодорожного транспорта" (НИИТКД, Омск) и ЗАО "Регио Телеком-ДВ" ("РТ-ДВ", Хабаровск).

В 2011 г. РЖД уже пытались продать эти активы (за исключением последнего), но не нашли на них претендентов. В "Красном пути" за 100% минус 1 акция монополия рассчитывала выручить как минимум 678 млн руб. Завод производит нестандартное оборудование и запасные части для подвижного состава. Тогда же состоялся и аукцион по продаже АМЗ. Начальная цена за актив была установлена на уровне 203 млн руб. Предприятие является поставщиком запасных частей для грузовых вагонов и оборудования для ж/д транспорта. Похожий актив - ИМЗ - был оценен в 218,4 млн руб. Завод производит радиаторы охлаждения для тепловозов, а также запасные части для подвижного состава.

Не нашли РЖД претендентов и на 100% минус 1 акция НИИТКД. Начальная его цена была установлена на уровне 75,281 млн руб. Институт занимается оперативным, технологическим и периодическим контролем ж/д техники, выпускает технологическое оборудование, средства измерения и допускового контроля. Еще в 2012 г. монополия планировала продать и долю в "Регио Телеком-ДВ" (фирма занимается производством и эксплуатацией волоконно-оптических, спутниковых и радиорелейных сетей связи). Согласно информации базы данных "СПАРК-Интерфакс", сейчас "Российским железным дорогам" принадлежит 51% акций этой компании.

Также, согласно сообщению РЖД, на заседании совета директоров компании будут обсуждены планы по уменьшению доли в ОАО "Первая нерудная компания" (ПНК), ОАО "Росжелдорпроект", ОАО "Вагонреммаш" (ВРМ) и ОАО "РЖДстрой". Как сообщалось ранее, в 2014 г. монополия планирует расстаться с контролем в этих "дочках". В "Росжелдорпроекте" компания предполагает продать 25% + 1 акция, в ВРМ и ПНК - по 75% минус 2 акции, в "РЖДстрое" - 50% минус 2 акции.

"Первая нерудная компания" (ПНК) создана в 2008 г. на базе имущества РЖД. Холдинг объединяет 18 щебеночных заводов, занимающихся добычей и переработкой нерудных полезных ископаемых. РЖД принадлежит 100% минус 1 акция компании. Компания поставляет перевозчику и его "дочкам" более половины продукции. В конце 2011 г. правительство РФ одобрило продажу 75% минус 2 акции "Первой нерудной" на конкурсе. РЖД говорили о намерении продать этот пакет как минимум за 4,7 млрд руб.

В 2012 г. старший вице-президент РЖД Валерий Решетников заявлял, что на долю претендуют 5 компаний, не уточняя, однако, о каких именно структурах идет речь. До этого топ-менеджер говорил, что в числе интересантов - ряд европейских строительных групп. "Блокпакет мы пока себе оставляем, чтобы не позакрывали наши карьеры в Сибири", - говорил топ-менеджер. Весной 2013 г. Федеральная антимонопольная служба РФ разрешила купить контрольный пакет ПНК ОАО "Национальная нерудная компания", выставив ряд поведенческих условий.

"Росжелдорпроект" занимается проектно-изыскательскими работами для строительства и реконструкции объектов железнодорожной, промышленной и социально-культурной сферы, а также коммерческой недвижимости и жилищного строительства. В его состав входят более 20 профильных институтов и около десятка региональных отделений в РФ. 50% + 1 акция компании принадлежит РЖД, остальные - 100%-ной "дочке" ОАО "Ленгипротранс" - ООО "Транспроект-финанс".

Компания, в частности, выступала генеральным проектировщиком ряда инфраструктурных транспортных объектов для проведения Олимпиады 2014 г. в Сочи (совмещенной ж/д- и автодороги из Адлера к горноклиматическому курорту "Альпика-Сервис" и железнодорожной линии в местный аэропорт) и Универсиады 2013 г. в Казани (железной дороги в аэропорт). Ранее РЖД предполагали продать пакет на аукционе.

"Вагонреммаш" был создан на базе трех вагоноремонтных заводов в Воронеже, Новороссийске и Тамбове, занимается капитальным ремонтом пассажирских вагонов. За контрольный пакет ВРМ монополия ранее планировала выручить 2,4 млрд руб.

"РЖДстрой" (РЖДС) был создан в 2006 г. на базе 19 строительно-монтажных трестов. Компания занимается строительством объектов ж/д инфраструктуры. Приватизация актива через аукцион была утверждена правительством еще в 2011 г., при этом монополия заявляла, что собирается сохранить за собой контрольный пакет РЖДС. Более того, президент "Российских железных дорог" Владимир Якунин в 2012 г. заявлял "Интерфаксу", что "не очень торопился бы продавать строительные мощности полностью, потому что они используются для прокладки новых ж/д путей", и РЖД могут влиять на стоимость оказываемых услуг.

Правда, в 2013 г. риторика сменилась: В.Якунин публично предлагал иностранным компаниям поучаствовать в приватизации "РЖДстроя", наряду с другими проектными институтами железнодорожной монополии. В.Решетников в этой связи сообщал "Интерфаксу", что пока РЖДС в большей степени интересуются российские строительные компании, видящие смысл приобретения в "покупке объема заказов". О каких именно претендентах идет речь, он, правда, тогда не сказал. От продажи 50% минус 2 акции РЖДС компания рассчитывала выручить 6,2 млрд руб.

В то же время, в сообщении РЖД фигурирует и еще один актив, в котором компания планирует сократить свою долю - ОАО "БетЭлТранс" (БЭТ). Ранее сообщалось, что БЭТ стоит в плане приватизации на 2013 г. "БетЭлТранс" ("Бетонные элементы транспорта") - крупнейший производитель железобетонных шпал в РФ и СНГ. В состав компании входят 9 заводов. РЖД принадлежит 100% акций БЭТ.

Акции компаний группы "Российские железные дороги" приватизируются в рамках реформы ж/д транспорта в РФ, которая, в том числе, реализуется для разделения естественно-монопольных и конкурентных видов бизнеса, развития конкуренции в рыночных сегментах отрасли и повышения экономической эффективности работы РЖД. Средства от продажи акций "дочек" монополия направляет на свою инвестпрограмму.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс20.11.13Совет директоров РЖД в пятницу обсудит продажу активов компании