12-02-13 / 2013
Новости отрасли
Совет директоров РЖД рассмотрит Методику определения ценовых пределов тарифов на услуги ж/д транспорта по перевозкам грузов

Ожидается, что в ближайшее время совет директоров ОАО "РЖД" рассмотрит Методику определения ценовых пределов тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозкам грузов, а также правил и условий их применения. Документ был разработан ФСТ и содержит условия, при которых РЖД могут снижать стоимость перевозки на 12,7% и повышать на 13,4%. Грузоотправители, естественно, опасаются, что ОАО "РЖД" из-за нехватки инвестиционных средств активно начнет пользоваться возможностью повышения, однако документ оказался заточен более под дисконты, нежели надбавки.

Достаточно сказать, что "понижательных" условий там десять, а "повышательных" - всего пять. Причем, как полагают в компании, реально можно обосновать необходимость повышения лишь по одному пункту: когда ценовой уровень экспортных перевозок на определенном участке на 5% и более превышает стоимость транзита по этому же участку. Все остальное, мягко говоря, трудноосуществимо.

Например, можно поднять тариф в случае роста цены продукции более чем на 25% за предыдущие три года. Но при этом транспортная составляющая не должна повыситься более чем на 5%, и применить это все можно к грузам, где транспортная составляющая изначально не превышает 25%. Да еще и нужно обосновать, что повышение стоимости было без учета традиционной сезонности. Понятно, что такие грузы нужно еще поискать. И не факт, что они вообще найдутся.

Более понятна ситуация, при которой можно повысить тариф, если реализуется какой-то инфраструктурный проект. Но сделать это можно только в течение двух лет. Много ли у РЖД проектов, которые окупаются за два года? В этом случае необходимо повысить цену на перевозки настолько, что ни один грузовладелец по этим путям не поедет. Кроме того, если и находятся проекты, где грузоотправитель готов заплатить за расширение инфраструктуры просто вперед (как в случае с "НОВОТЭКом"), то здесь никакие особые методики и не нужны.

Зато снизить тариф можно практически по любому поводу. Это, конечно, тоже хорошо в конкурентной борьбе с теми же автомобилистами, однако тревожит определенная тенденция, которая складывается уже на протяжении десятилетий. Если на международном рынке падает цена на какой-то продукт, то производители обычно думают, прежде всего, не о том, как сократить свои издержки, а о снижении тарифа на перевозку.

А перевозчику тоже жить нужно.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок12.02.13Снизить проще