30-09-14 / 2014
Новости отрасли
Совет директоров РЖД получил директиву правительства по созданию ОТЛК - Якунин

Совет директоров ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД) получил директиву правительства РФ по вопросу создания ОАО "Объединенная транспортно-логистическая компания" (ОТЛК), которое планируют создать для контейнерных перевозок по железной дороге в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) РФ, Белоруссия и Казахстан.

"Вчера (в понедельник - ИФ) председатель правительства подписал директивы по совету директоров компании, и сегодня мы рассмотрим этот вопрос на заочном заседании, что окончательно открывает путь для создания ОТЛК", - заявил президент РЖД Владимир Якунин в ходе телевизионного общения с сотрудниками компании во вторник. Содержание директивы топ-менеджер не привел.

Как сообщалось ранее, на заседании 30 июня совет директоров РЖД не утвердил создание ОТЛК из-за отсутствия соответствующей директивы правительства и необходимого единогласия членов совета по этому вопросу. "Я считаю сложившееся положение совершенно недопустимым с точки зрения системы корпоративного управления. Когда отдельные члены совета директоров, не знаю, по какой причине, начинают считать, что они "отвечают за компанию", это не соответствует системе корпоративного права", - негодовал тогда В.Якунин, добавляя, что "поскольку истекает срок действия совета директоров, все переходит на новый совет".

Глава РЖД во вторник также напомнил, что идея создания ОТЛК базируется на транзитном потенциале РФ в сфере перевозкок грузов между Европой и Азией: объем торговли между регионами, по данным экспертов, сегодня превышает $600 млрд, но на транспортировку по железной дороге приходится лишь 1%. "Если мы сможем повысить привлекательность своего сервиса и железнодорожных перевозок, то мы рассчитываем, что привлечем дополнительные объемы, и хотели бы, чтобы объем этих контейнерных перевозок в течение 5 лет достиг минимум 20 тыс. контенеров в 20-футовом исчислении. Это колоссальные деньги", - отметил В.Якунин.

Кроме того, он отметил, что ОТЛК сейчас является "единственным интеграционным проектом в рамках ЕЭП и Евроазиатского союза" и соответствует линии на интеграцию усилий для развития экономик каждой из трех стран. За счет создания объединенной компании РЖД также рассчитывают улучшить взаимодействие с иностранными партнерами - из Германии, Франции, Италии, Испании, Австрии и Словакии. Согласно бизнес-плану создания ОТЛК, до 2021 г. она может выплатить всем участникам проекта в виде дивидендов более $500 млн, в том числе РЖД - более $330 млн, также заявили "Интерфаксу" в монополии.

Как сообщалось ранее, общий грузооборот ОТЛК к 2020 г. планируется довести до 4,2 млн TEU. Также предусматриваются инвестиции в подвижной состав, контейнеры, терминалы и другую транспортную инфраструктуру в размере около $6,2 млрд. Рамочное соглашение о создании СП было подписано летом 2013 г. в рамках Петербургского международного экономического форума. Той же осенью стороны подписали договор о базовых принципах создания и деятельности ОТЛК (так называемый term-sheet), на основании которого будет подготовлено акционерное соглашение.

Сформировать ОТЛК предполагалось в 2 этапа. Вначале РЖД внесут 50% + 2 акции ОАО "Трансконтейнер" (MOEX: TRCN) и 100% акций ОАО "РЖД Логистика", а Белорусская железная дорога и "Казахстан темир жолы" осуществят денежный взнос в 32,7 млн руб. (при паритетном управлении). Контроль при этом окажется у российской монополии. Затем белорусская и казахстанская стороны должны передать СП активы: первая - компанию "Белинтертранс", владеющую терминалом в Бресте, вторая - контейнерного оператора "Казтранссервис" и терминалы "Достык" и "Алтыконь". При этом доли учредителей будут определяться исходя из рыночной стоимости вносимого имущества. Модель создания ОТЛК предусматривает возможность доведения долей партнеров до паритета.

Между тем, долгое время полной ясности с судьбой проекта не было. В ноябре 2013 г. совет директоров "Российских железных дорог" утвердил лишь предварительное решение об участии компании в уставном капитале ОТЛК через внесение 50% + 2 акции "Трансконтейнера" и 100% минус 1 акция "РЖД Логистики". "Окончательное решение (в том числе - о способе оплаты доли РЖД - ИФ) будет принято советом директоров после получения одобрения правительства РФ", - сообщала тогда монополия.

В декабре министр транспорта РФ Максим Соколов заявлял, что окончательной позиции по вопросу о судьбе контрольного пакета акций "Трансконтейнера" вообще нет. "Мы давно обсуждаем этот вопрос и не пришли к окончательному итогу. Он находится в стадии обсуждения и формирования позиции", - говорил он. В качестве альтернативы передаче доли РЖД в "Трансконтейнере" в ОТЛК уже несколько лет рассматривается приватизация этого пакета. Чиновники ранее высказывались в пользу приватизации всей доли монополии или 25% на первом этапе. Кроме того, за такой сценарий выступали и представители крупнейшего миноритария оператора - FESCO (владеет 24,1% акций). Интерес к акциям "Трансконтейнера" также проявляли UCL Владимира Лисина и группа Globaltrans (правда, ее гендиректор Сергей Мальцев заявлял, что интерес его компании к этому активу не является первоочередным). Помимо него потенциальную заинтересованность выражали АФК "Система" (MOEX: AFKS) и "Нефтетранссервис".

Но в начале сентября правительство РФ одобрило внесение 50% + 2 акции "Трансконтейнера" в ОТЛК. "Уже можно считать, что мы сделали эту компанию, и надо наполнять ее реальной работой. Конечно, могут возникнуть какие-то технические вещи, но оценка у нас проведена, с партнерами у нас согласие существует. Не хочу быть супероптимистом, но думаю, что до конца года должны завершить формирование", - заявлял в этой связи В.Якунин.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс30.09.2014