14-01-15 / 2015
Новости отрасли
Совет директоров РЖД 2 февраля обсудит сделки по продаже долей в Элтезе и ТМХ

Совет директоров ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД) на заседании 2 февраля обсудит две сделки, связанные с участием в капитале ОАО "Объединенные электротехнические заводы" ("Элтеза") и 100%-ном владельце ЗАО "Трансмашхолдинг" (MOEX: TRMH) (ТМХ) - The Breakers Investments (TBI, Голландия).

Согласно сообщению РЖД на повестку вынесены вопросы "о предварительном одобрении сделки с акциями "Элтезы" и "о предварительном одобрении прекращения участия (ж/д монополии - ИФ) в TBI".

"Элтеза" - крупнейший в России производитель сигнализаций, компания также выпускает системы автоматики и телемеханики. У нее восемь заводов. Основной клиент "Элтезы" - РЖД (закупает 94% ее продукции). В пояснительной записке к проекту финансового плана компании на 2014-2016 гг. монополия указывала, что может расстаться с контролем в "Элтезе", продав 25% минус 1 ее акцию. В декабре 2014 г. президент "Российских железных дорог" Владимир Якунин заявил, что этот вопрос предварительно обсуждался со вторым акционером - канадским Bombardier. "Они заинтересованы в развитии сотрудничества с РЖД, история наших отношений уходит в очень-очень отдаленное время", - говорил топ-менеджер.

Структура Bombardier - BT Signaling B.V. - сейчас владеет 50% минус 1 акция "Элтезы". Эту долю она купила у РЖД за 1,9 млрд руб. в 2011 г. (конкурентом был немецкий Siemens). У BT Signaling в соответствии с акционерным соглашением с РЖД были обязательства по передаче "Элтезе" технологий, необходимых для производства современных систем сигнализации, централизации и блокировки и канадцы уже провели эту работу. Инвестиционная программа "Элтезы" на 2014-2020 гг. составляет 880 млн руб. (418 млн руб. из которых пойдет на внедрение новых технологий).

В декабре же В.Якунин заявил, что РЖД изучают возможность продажи своей доли в "Трансмашхолдинге". "Мы вошли туда, когда у нас стоял вопрос о сохранении тяжелого транспортного машиностроения для того, чтобы инициировать рынок, показать ему, что мы заинтересованы поддержать. Это позволило нам привлечь Alstom. Сейчас, когда возникли два производителя основных - "Синара" и ТМХ, (во владении РЖД акциями "Трансмашхолдинга" - ИФ) нет необходимости", - говорил он.

При этом в интервью телеканалу "Россия 24" топ-менеджер заявил, что монополия рассчитывает продать свою долю в ТМХ не дешевле цены покупки. По словам главы РЖД, у него были "предварительные, очень поверхностные контакты" по этому поводу с существующими акционерами ТМХ. "Но мы в силу уставных документов и при желании продать этот пакет, мы должны предложить его, прежде всего, существующим акционерам", - сказал он. При этом, говоря о том, возможна ли продажа пакета в 2015 г., В.Якунин отметил, что "многое зависит от конъюнктуры рынка". "На таком рынке что-либо продавать маловыгодно. Поживем - увидим, какое будет развитие событий, и по согласованию с правительством тогда примем решение", - отмечал топ-менеджер.

РЖД владеют 25% + 1 акция The Breakers Investments. Пакет TBI монополия приобрела у его основателей, в числе которых - бизнесмены Искандер Махмудов и Андрей Бокарев. Цена покупки этой доли в 2007 г. составляла 9,2 млрд руб. В период кризиса стоимость акций проседала, а к 2012 г. вернулась к цене покупки и даже превышала ее. В 2008 г. В.Якунин заявлял, что перевозчик купил долю в ТМХ, чтобы "получить иностранную компанию с передовыми технологиями, локализовать ее производство в России и потом с большой выгодой продать свою долю". В дальнейшем такой же пакет получил французский концерн Alstom (приобрел его за $422 млн, сумма рассчитывалась исходя из результатов операционной деятельности ТМХ в 2008-2011 гг.: первый транш составлял $75 млн, его продавцы получили в мае 2011 г., остальную сумму французская компания выплатила осенью 2012 г.).

"Трансмашхолдинг" - крупнейший в РФ производитель подвижного состава для железной дороги и метро. Предприятия группы расположены в Санкт-Петербурге, Брянске, Пензе, Московской, Ростовской и Тверской областях. Помимо РЖД и Alstom совладельцами концерна являются бизнесмены Искандер Махмудов и Андрей Бокарев, а также структуры "Трансгрупп".

Кроме того, 2 февраля совет директоров РЖД планирует обсудить "предложения по совершенствованию прейскуранта на грузовые железнодорожные перевозки и услуги", одобрить передачу в аренду ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" (ЦППК) объектов пригородного пассажирского комплекса на территории Московской железной дороги и определить позицию монополии по вопросу о бюджете ряда ее "дочек" - ОАО "Вагонная ремонтная компания - 1", ОАО "Федеральная пассажирская компания", ОАО "Федеральная грузовая компания" и АО "Объединенная транспортно-логистическая компания" (ОТЛК) - на 2015-2017 гг.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс14.01.2015