02-12-14 / 2014
Новости отрасли
Состояние рынка железнодорожных перевозок РФ в октябре 2014 года

Brunswick Rail: ежемесячный бюллетень (№ 21) о состоянии рынка железнодорожных перевозок РФ в октябре 2014 года.

Грузовые перевозки на сети РЖД

В октябре 2014г. объем погрузки составил 107,6 млн т (+1,7 млн т (+1,6%) к октябрю 2013г.), грузооборот без учета пробега вагонов в порожнем состоянии ? 179,2 млрд т-км (+7,1% или +11,8 млрд т-км).

Уголь. В октябре 2014г. перевезено 28,4 млн т угля (+7,2% по сравнению c октябрем 2013г.), грузооборот составил 73,0 млрд т-км (+9,2% к октябрю 2013г.).

Рост объемов погрузки угля стал результатом преимущественно наращивания производства угля, а также развития угольных месторождений и сохранения спроса со стороны других стран, в частности, стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Рост грузооборота угля связан с увеличением расстояния транспортировки – теперь больше грузов перевозится к портам Дальнего Востока для дальнейшего экспорта в Азию.

Цены на уголь в октябре 2014г. были на уровне $72,0 за тонну – уменьшившись на $13,6 по сравнению с октябрем 2013г.

Нефть и нефтепродукты. В октябре 2014г. объем перевозок нефти и нефтепродуктов, исключая сжиженный углеводородный газ, составил 21,1 млн т (+18,8%), грузооборот – 27,7 млрд т-км (+12,4%).

Увеличение объема перевозок нефти и нефтепродуктов произошло за счет роста внутренних перевозок на 4% (с 11,4 млн т в октябре 2013г. до 11,8 млн т в октябре 2014г.) и экспортных перевозок на 8% (с 7,9 млн т в октябре 2013г. до 8,6 млн т в октябре 2014г.).

По данным ЦДУ ТЭК Россия нарастила добычу нефти на 0,7% (до 437,886 миллиона тонн) за январь-октябрь 2014г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом экспорт нефти из РФ за 10 месяцев сократился на 4,64% — до 186,973 миллиона тонн.

Первичная переработка нефти на российских НПЗ с начала года выросла на 5,45% — до 39,442 миллиона тонн.

Увеличение объемов добычи нефти положительно сказывается, в первую очередь, на объемах перевозок железнодорожным транспортом. Данное увеличение обусловлено, в том числе, налоговым стимулированием переработки нефти и отсутствием индексации тарифов РЖД на перевозку нефтепродуктов (в 2015 году монополия проиндексирует тарифы на перевозку), а также вводом в эксплуатацию новых и модернизированных нефтеперерабатывающих мощностей в Сибири и на Урале. Рост перевозок нефти и нефтепродуктов в основном связан с ростом объема перевозок мазута.

Цены на нефть марки Brent находились на уровне $85,9 за баррель – цены на нефть продолжают снижаться.

Сжиженный углеводородный газ. В октябре 2014г. объем перевозок составил 2,5 млн т (+8,0%), грузооборот ? 6,1 млрд т-км (+11,3%).

Цена на газ составила €22,1 за МВт-ч, снизившись на €4,2 по сравнению с октябрем 2013г.

Строительные грузы. Общий объем перевозок строительных грузов в октябре 2014г. составил 15,1 млн т (-16,6%), грузооборот – 10,1 млрд т-км (+3,6%). Снижение объемов погрузки связано с завершением строительства олимпийских объектов в Сочи.

Черные металлы. В октябре 2014г. объем перевозок черных металлов составил 6,0 млн т (-3,7%), грузооборот – 9,7 млрд т-км (+10,0%).

Цены на сталь находились на уровне $502,5 за тонну, уменьшившись на 4.3% по сравнению с октябрем 2013г.

Железная руда. В октябре 2014г. объем перевозок железной руды составил 9,7 млн т (-0,8%), грузооборот – 8,7 млрд т- км (-7,5%).

Цены на руду составили $79,6 за тонну, что на 40% ниже показателей октября 2013г.

Лом. В октябре 2014г. объем перевозок лома составил 1,7 млн т (+6,3%), грузооборот – 1,5 млрд т-км (+12,5%).

Цветные металлы, руды и концентраты. В октябре 2014г. объем погрузки цветных металлов составил 1,6 млн т (-24,2%), грузооборот – 2,8 млрд т-км (-2,7%).

Цены на медь находились на уровне $6 730 за тонну, уменьшившись на 7,7% по сравнению с аналогичным показателем октября прошлого года.

Зерновые культуры. В октябре 2014г. объем перевозок зерновых культур составил 2,3 млн т (+27,8%), грузооборот – 3,7 млрд т-км (+8,3%). Цены на зерно в октябре 2014г. находились на уровне $250 за тонну, увеличившись на 8.2% по сравнению с октябрем 2013г.

Удобрения. В октябре 2014г. погрузка удобрений составила 3,9 млн т (0,0%), грузооборот – 6,4 млрд т-км (+3,9%). Цена на диаммоний фосфата составила $670 за тонну, что на 36,7% выше цены октября прошлого года.

Примечание: данные по ценам на грузы предоставлены сервисом Bloomberg.

Производство подвижного состава на «пространстве 1520»

В октябре 2014г. заводами СНГ было произведено 5,0 тыс. вагонов, что на 30% ниже показателей октября 2013г. Российские заводы произвели 4,2 тыс. вагонов, что на 21% меньше, чем в октябре прошлого года. Украинскими заводами построено 0,3 тыс. вагонов, что в 4,7 раза меньше, чем в октябре 2013г. Цены на полувагоны, платформы, хопперы и нефтебензиновые цистерны продолжают находиться практически на одном уровне в диапазоне $37 000 - $54 000 за единицу.

Полувагоны. В октябре 2014г. построено около 3,4 тыс. полувагонов, что на 20% больше, чем произведено в октябре 2013г. Цены на полувагоны находились в диапазоне $36 000 - $38 000.

Нефтебензиновые цистерны. В октябре 2014г. произведено около 0,1 тыс. нефтяных цистерн (в 6 раз меньше, чем в октябре 2013г.). Цены на нефтебензиновые цистерны находились в диапазоне $38 000 - $40 000 за единицу.

Хопперы. В октябре 2014г. построено около 0,4 тыс. хопперов (почти в 2 раза меньше, чем в октябре 2013г.). Из них около 0,2 тыс. ед. – хопперы-дозаторы, около 0,1 тыс. ед. – минераловозы и около 0,1 тыс. ед. – зерновозы и цементовозы. Цены на хопперы-дозаторы находились в диапазоне $42 000 - $46 000 за ед., цены на минераловозы находились в диапазоне $43 000 - $47 000 за ед., цены на цементовозы были на уровне $43 000 – $48 000 за ед., цены на зерновозы - $42 000 - $49 000 за ед.

Крытые вагоны. В октябре 2014г. построено около 0,5 тыс. ед. крытых вагонов (на 25% меньше, чем в октябре 2013г.). Цены на крытые вагоны находились в диапазоне $48 000 - $52 000 за ед.

Платформы. В октябре 2014г. построено около 0,2 тыс. универсальных платформ, что в 2 раза меньше показателя октября 2013г. Фитинговые платформы в октябре 2014г. не производились. Цены на разные типы платформ в октябре 2014г. находились в диапазоне $41 000 - $47 000 за ед.

Данные по производству подвижного состава предоставлены информационным сервисом «Рынок подвижного состава».

Российский рынок подвижного состава

В октябре текущего года ставки на полувагоны в рублевом выражении составили 400-500 рублей в сутки, что в долларовом выражении эквивалентно $10-$12 в сутки. Суточные ставки на крытые вагоны в октябре 2014г. были на уровне $17-$29 (700-1200 рублей). Суточные ставки на универсальные и фитинговые платформы находились на уровне $19-20 (800 рублей) и $18-19 (750-770 рублей), соответственно. Ставка на хопперы-зерновозы составила $19-20 (800 рублей) в сутки. Ставки на минераловозы и цементовозы также составили $14-15 (600 рублей). Суточные ставки на нефтебензиновые цистерны находились в диапазоне $12-$20 (500-800 рублей). Ставки на газовые цистерны остались на уровне $36 в сутки.

При расчетах использовался среднемесячный курс доллара в октябре (40.80 рублей за 1 доллар США). Стоит отметить, что в сентябре-октябре произошло значительное ослабление рубля к доллару США, обесценение за эти два месяца составило 17%, обесценение с начала года – 33%.

Состояние текущего российского парка грузовых вагонов

В октябре 2014г. парк незадействованных вагонов уменьшился до 213 тыс. ед., что составляет около 17% общего парка. По оценкам экспертов Brunswick Rail, реальный профицит вагонов в октябре 2014г. составил около 100-105 тыс. вагонов.

Коэффициент порожнего пробега остался на уровне предыдущего месяца и составил 72% в октябре 2014г.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Logistic.ru02.12.2014