28-08-14 / 2014
Новости отрасли
Состояние рынка железнодорожных перевозок РФ в июле 2014 года

Грузовые перевозки на сети РЖД

В июле 2014г. объем погрузки составил 103,1 млн т (-3,6 млн т (-3,3%) к июлю 2013г.), грузооборот без учета пробега вагонов в порожнем состоянии ? 173,1 млрд т-км (+4,5% или +7,4 млрд т-км). Стоит отметить, что, несмотря на снижение объемов погрузки по железной дороге, общий уровень промышленного производства в России за первое полугодие 2014г. вырос на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом 2013г. (по данным Росстата).

Уголь. В июле 2014г. перевезено 25,4 млн т угля (+3,3% по сравнению c июлем 2013г.), грузооборот составил 71,3 млрд т-км (+13,9% к июлю 2013г.). Рост объемов погрузки угля стал результатом преимущественно наращивания производства угля, а также развития угольных месторождений и сохранения спроса со стороны других стран, в частности, стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Рост грузооборота угля связан с увеличением расстояния транспортировки – теперь больше грузов перевозится к портам Дальнего Востока для дальнейшего экспорта в Азию.

Цены на уголь в июле 2014г. были на уровне $76,3 за тонну – уменьшившись на $0,4 по сравнению с июлем 2013г.

Нефть и нефтепродукты. В июле 2014г. объем перевозок нефти и нефтепродуктов, исключая сжиженный углеводородный газ, составил 20,8 млн т (+9,6%), грузооборот – 25,5 млрд т-км (-2,8%). Увеличение объема перевозок нефти и нефтепродуктов произошло за счет роста внутренних перевозок на 4% (с 11,4 млн т в июле 2013 г. до 11,9 млн т в июле 2014 г.). Производство нефти в России демонстрирует положительную динамику в 2014 г. (рост ?+1% за первые семь месяцев). Увеличение объемов внутренней переработки нефти положительно сказывается, в первую очередь, на объемах перевозок железнодорожным транспортом. Данное увеличение обусловлено, в том числе, налоговым стимулированием переработки и пока еще отсутствием индексации тарифов РЖД на перевозку нефтепродуктов (в 2015 году монополия проиндексирует тарифы на перевозку), а также вводом в эксплуатацию новых и модернизированных нефтеперерабатывающих мощностей в Сибири и на Урале. Рост перевозок нефти и нефтепродуктов в основном связан с ростом объема перевозок мазута.

Цены на нефть марки Brent находились на уровне $106,0 за баррель – это трехмесячный минимум, связанный с ожиданием увеличения экспорта из Ливии, а также ожиданием того, что поставки из Ирака останутся неизменными, несмотря на напряженную политическую обстановку в стране.

Сжиженный углеводородный газ. В июле 2014г. объем перевозок составил 2,4 млн т (+4,9%), грузооборот ? 5,6 млрд т-км (+0,1%). Цена на газ составила €17,6 за МВт-ч, снизившись на треть по сравнению с июлем 2013г.

Строительные грузы. Общий объем перевозок строительных грузов в июле 2014г. составил 16,8 млн т (-20,8%), грузооборот – 11,3 млрд т-км (+7,2%). Снижение объемов погрузки связано с завершением строительства олимпийских объектов в Сочи.

Черные металлы. В июле 2014г. объем перевозок черных металлов составил 5,9 млн т (-8,9%), грузооборот – 9,3 млрд т-км (+1,0%). Цены на сталь находились на уровне $535 за тонну, увеличившись на 3.4% по сравнению с июлем 2013г.

Железная руда. В июле 2014г. объем перевозок железной руды составил 8,8 млн т (-6,7%), грузооборот – 7,7 млрд т-км (-23,8%). Цены на руду составили $95,6 за тонну, что на 26.4% ниже показателей июля 2013г. По сравнению с июнем 2014г. цены выросли на 1.9%.

Лом. В июле 2014г. объем перевозок лома составил 1,7 млн т (+6,3%), грузооборот – 1,5 млрд т-км (+17,7%).

Цветные металлы, руды и концентраты. В июле 2014г. объем погрузки цветных металлов составил 1,7 млн т (-25,8%), грузооборот – 3,0 млрд т-км (-8,9%). Цены на медь находились на уровне $7 091 за тонну, увеличившись на 2,9% по сравнению с аналогичным показателем июля прошлого года.

Зерновые культуры. В июле 2014г. объем перевозок зерновых культур составил 1,2 млн т (+33,3%), грузооборот – 2,0 млрд т-км (+16,9%). Цены на зерно в июле 2014г. находились на уровне $246 за тонну, увеличившись на 2.6% по сравнению с июлем 2013г.

Удобрения. В июле 2014г. погрузка удобрений составила 4,0 млн т (+5,3%), грузооборот – 6,5 млрд т-км (+7,7%). Цена на диаммоний фосфата составила $510 за тонну, что на 10,6% выше цены июля прошлого года.

Примечание: данные по ценам на грузы предоставлены сервисом Bloomberg.

Производство подвижного состава на «пространстве 1520»

В июле 2014г. заводами СНГ было произведено 5,6 тыс. вагонов, что на 26% ниже показателей июля 2013г. Российские заводы произвели 4,7 тыс. вагонов, что на 4% меньше, чем в июле прошлого года. Украинскими заводами построено 0,7 тыс. вагонов, что в 3,2 раза меньше, чем в июле 2013г. Цены на полувагоны, платформы, хопперы и нефтебензиновые цистерны продолжают находиться практически на одном уровне в диапазоне $41 000 - $54 000 за единицу.

Полувагоны. В июле 2014г. построено около 3,3 тыс. полувагонов, что на 17% больше, чем произведено в июле 2013г. Цены на полувагоны находились в диапазоне $41 000 - $43 000.

Нефтебензиновые цистерны. В июле 2014г. произведено около 0,3 тыс. нефтяных цистерн (в 3 раза меньше, чем в июле 2013г.). Цены на нефтебензиновые цистерны находились в диапазоне $44 000 - $46 000 за единицу.

Хопперы. В июле 2014г. построено около 0,9 тыс. хопперов (на 30% меньше,

чем в июле 2013г.). Из них около 0,5 тыс. ед. – цементовозы , около 0,2 тыс.

ед. – минераловозы и около 0,2 тыс. ед. – зерновозы. Цены на зерновозы находились в диапазоне $47 000 - $53 000 за ед., цены на минераловозы находились в диапазоне $46 000 - $52 000 за ед., цены на цементовозы были на уровне $43 000 – $49 000 за ед.

Крытые вагоны. В июле 2014г. построено около 0,3 тыс. ед. крытых вагонов (в 3,3 раза меньше, чем в июле 2013г.). Цены на крытые вагоны находились в диапазоне $52 000 - $56 000 за ед.

Платформы. В июле 2014г. построено около 0,2 тыс. фитинговых платформ, что на 21% меньше показателя июля 2013г., и около 0,3 тыс. универсальных платформ (в 1,6 раза меньше, чем в июле 2013г.). Цены на разные типы платформ в июле 2014г. находились в диапазоне $44 000 - $49 000 за ед.

Российский рынок подвижного состава

В июле текущего года ставки на полувагоны в рублевом выражении составили 400-500 рублей в сутки, что в долларовом выражении эквивалентно $11-$14 в сутки. Суточные ставки на крытые вагоны в июле 2014г. были на уровне $20,5-$35(720-1200 рублей). Суточные ставки на универсальные и фитинговые платформы остались на уровне $23,5-24 (800 рублей) и $22 (750-770 рублей), соответственно. Ставка на хопперы-зерновозы составила $23,5-24 (800 рублей) в сутки.

Ставки на минераловозы и цементовозы составила $23-26 (850 рублей) в связи с наступлением «высокого» сезона для перевозок цемента. Суточные ставки на нефтебензиновые цистерны находились в диапазоне $15-$24 (500-800 рублей).

Ставки на газовые цистерны остались на уровне $36 в сутки.

Состояние текущего российского парка грузовых вагонов

В июле 2014г. парк незадействованных вагонов увеличился до 227 тыс. ед., что составляет около 18% общего парка. По оценкам экспертов Brunswick Rail, реальный профицит вагонов в июле 2014г. составил около 105-110 тыс. вагонов.

Коэффициент порожнего пробега остался на уровне предыдущего месяца и составил 71% в июле 2014г.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Logistic.ru28.08.2014