16-07-14 / 2014
Новости отрасли
Сориентируют на берег

Бизнесмены и грузоотправители, занимающиеся развитием морских портов на Дальнем Востоке, предполагают значительное увеличение инвестиций в свои проекты. Их планы перекрывают возможности ОАО «РЖД» по доставке грузов к побережью Тихого океана, и планы развития новых причалов могут быть скорректированы. Но ведомства уже анализируют возможность реализации второго этапа развития Восточного полигона.

Планы развития морских портов приведут в соответствие с возможностями РЖД. Как говорит заместитель министра транспорта Виктор Олерский, министерство в результате работы с бизнесом и проведенного анализа экономических тенденций получило прогноз, что к 2030 году мощности портов Дальнего Востока увеличатся более чем в два раза – до 405 млн тонн в год. Около 80% загрузки этих мощностей обеспечит уголь. При этом до 2020 года заявленные объемы портовых мощностей достигнут 173 млн тонн. Эти показатели отражены в проекте Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года.

«Однако планами ОАО «РЖД» предусмотрено развитие пропускных способностей железных дорог Восточного полигона до 117 млн тонн, – замечает Виктор Олерский. – Таким образом, дефицит составляет 56 млн тонн. С учетом развития тяжеловесного движения он может сократиться на 11 млн тонн, но все равно составляет значительную величину – около 45 млн».

«В основу своего прогноза грузоперевозок мы заложили те перспективные тенденции развития экономики, которые нам предоставило Минэкономразвития, – говорит генеральный директор ОАО «Институт экономики и развития транспорта» Федор Пехтерев. – Разумеется, прогноз готовился в условиях некоторой неопределенности, поэтому и были разработаны консервативный и инновационный варианты. В правительстве все ориентируются на консервативный, исходя из сегодняшней конъюнктуры».

В то же время инновационный прогноз Генеральной схемы развития сети железных дорог до 2020 года позволил бы иметь необходимую пропускную способность, но на это необходимо больше средств, чем есть сейчас.

Как пояснил Федор Пехтерев, ОАО «РЖД» готовит свои макропрогнозы, используя метод межотраслевого баланса, и как раз эта методика явилась очень весомым аргументом выделения средств на Восточный полигон и расчета его пропускных способностей.

В Минэкономразвития утверждают, что для принятия решения либо о корректировке Стратегии развития морских портов, либо для увеличения пропускной способности Восточного полигона в первую очередь необходимо провести детальный анализ заявок от грузоотправителей, которые используют эти порты.

«Только в случае подтверждения дополнительных объемов груза возможно принять решение о реализации второй очереди расширения Восточного полигона, но при этом второй этап возможен лишь после 2017 года, – заявили в министерстве. – Также нужно еще оценить и эффективность инвестиционных вложений в портовые мощности Дальнего Востока и то время, когда они могут быть осуществлены».

То, что предложения инвесторов в портовую инфраструктуру должны подвергнуться определенной корректировке, исходя из возможностей железной дороги, полагает и директор информационно-аналитического агентства «ПортНьюс» Надежда Малышева.

«Сейчас экспорт угля в страны АТР значительно выгоднее, чем в западном направлении, поэтому мы и наблюдаем всплеск инвестиционных предложений на Дальнем Востоке, – говорит Надежда Малышева. – Но есть такие компании, которые готовят инвестиционные предложения о строительстве большого порта или терминала и используют это, к примеру, для того, чтобы привлечь финансирование на более выгодных условиях, в то время как сами не обладают грузовой базой. Поэтому Стратегию необходимо актуализировать и четко сегментировать планы ввода терминалов по срокам. При этом приоритет нужно отдать тем, кто уже давно экспортирует грузы через порты Дальнего Востока и имеет собственную грузовую базу».

Так, Надежда Малышева считает не очень проработанными планы строительства в бухте Мучка и ряда терминалов в порту Восточный.

Как говорят в ОАО «РЖД», полностью удовлетворить спрос на перевозки в этом направлении может только второй этап модернизации Восточного полигона, к оценке перспектив которого по поручению правительства сейчас приступает компания.

Расширение пропускной способности Восточного полигона имеет стратегический характер. Сейчас, когда потребление энергоресурсов в странах АТР растет, долю рынка на них можно занять и нарастить относительно легко. Именно с этим связано стремление российских компаний идти на Восток, несмотря даже на не очень хорошую конъюнктуру цен на уголь и железную руду. Но после того, как спрос будет насыщен со стороны других развивающихся государств, сделать это будет уже гораздо труднее.

РЖД сейчас разрабатывают ряд предложений, как можно увязать интересы частных компаний и государства по увеличению экспорта энергетического сырья в страны АТР.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок16.07.2014