24-12-24 / 2024
Новости отрасли
Сообщающиеся сосуды перевозок

Почему в 2024 году снизилась погрузка на сети РЖД и каковы перспективы на 2025 год? Эти вопросы, как правило, беспокоят наших читателей в первую очередь.

Стоит отметить, что погрузка находилась в отрицательной зоне весь год.

Напомним, что этот тренд наблюдается еще с 2021 года. В 2022 году объем погрузки откатился назад до 1,23 млрд т, что оказалось на 3,8% ниже предыдущего года. Далее снижение продолжилось более замедленными темпами.

И уже казалось, что в 2024 году погрузка восстановит положительную динамику. Однако этого не случилось даже в те месяцы, когда начался отсчет к самой низкой базе прошлого года. Прогнозный уровень погрузки на 2024 год – на уровне -5% к 2023-му.

При этом объем коммерческих перевозок грузов автотранспортом в РФ, по данным Росстата, напротив, увеличился. По данным BusinesStat, прирост составил 29,4% в 2022 году по сравнению с 2021-м, 11,8% – в 2023 году по сравнению с 2022-м (до 2,42 млрд т). Прогноз на 2024 год, по оценкам участников рынка, ожидается не ниже прошлогоднего уровня. Управляющий партнер M.A.Research, член совета Гильдии логистических операторов Людмила Симонова прогнозирует в 2025- 2027 гг. прирост в среднем на уровне +13,6% ежегодно. Причины столь бурного роста, как сообщили аналитики BusinesStat, – это, во-первых, перераспределение спроса с других секторов рынка перевозок: трансформация логистики сместила внешнеторговые отправки с запада на восток и юг, где сформировался дефицит инфраструктуры РЖД и выросли сроки доставки. И грузы, требующие его соблюдения, стали перевозить автотранспортом – в силу меньшей зависимости от инфраструктуры они были подключены к новым мультимодальным схемам перевозки. Во-вторых, на авто транспорт переключились маркет плейсы, которые создали свою разветвленную сеть распределительных центров. Причем новые хабы создавались уже без железнодорожных путей.

Это заставляет задуматься о том, насколько оправданны надежды руководства ОАО "РЖД" на дальнейший приток на железные дороги высокотарифных грузов. Пока на сети основные потери, по данным финансовых аналитиков РА "Эксперт", произошли в сегменте низкодоходных номенклатур, что на фоне динамики повышения тарифов перевозчика лишь незначительно отразилось на маржинальности ОАО "РЖД".

Вместе с тем принятые меры по борьбе с "лишними" вагонами могут привести к сохранению сложившегося тренда на снижение погрузки и в 2025 году. Напомним, что в июле перевозчик выдвинул дополнительные инициативы по борьбе с "лишними" вагонами на сети. Возникли новые ограничения при подсылах парка: к квотированию операторов по станциям (выборка сначала порожних вагонов с ближних станций) и прежним видам планирования, в рамках которых проходили процедуры согласования заявок-уведомлений (месячному через ГУ-12 и суточному через СКПП), прибавился еще и фильтр через новые шахматки ЦД на дислокации среднесуточного содержания наличного рабочего парка по сети ("лишние" вагоны должны отставляться от движения). Это усложнило перемещения порожнего подвижного состава.

Новые логконтроли, вводимые перевозчиком для пропуска порожних вагонов, привели к тому, что вагоны дольше стояли на сети. При этом рабочий парк маневровых локомотивов сократился к октябрю на 2,2%, а перепробеги локомотивных бригад из-за перестановок порожних вагонов увеличились. Появился дефицит машинистов (в ЦТ его оценили в 2,5 тыс. чел.).

В 2024 году в холдинге, по данным информационно-справочного портала "Железнодорожные перевозки", снизили отправки балласта (в частности, на 6% в октябре, на 8% в сентябре, на 13% в августе).

На фоне уменьшения перевозок рельсов это дает повод предположить, что ремонтных окон как летом, так и осенью на сети должны были открыть меньше, чем в прошлом году. Соответственно, по идее, должны были пропускать больше поездов. Но оборот полувагонов не улучшился, и конвенций вводилось беспрецедентно много – как на экспорт, так и внутри РФ. При этом лимитирующих скорость движения узких мест на сети меньше не стало.

Все это повлияло на снижение погрузки. На сети сумели улучшить финансовые показатели. Но не смогли привлечь дополнительные объемы грузов.

Если тренды, отмеченные в 2024 году, сохранятся и в 2025-м, то возникает риск столкнуться с новым витком снижения погрузки, который может наслоиться на охлаждение темпов развития экономики РФ.

Пока на сети основные потери произошли в сегменте низкодоходных номенклатур, что на фоне динамики повышения тарифов перевозчика лишь незначительно отразилось на маржинальности ОАО "РЖД"

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер24.12.2024