15-05-13 / 2013
Новости отрасли
Сокращение перевозок привело к снижению арендной ставки

Согласно бюллетеню о состоянии рынка железнодорожных перевозок в России в марте 2013 года, подготовленному лизинговой компанией Brunswick Rail, суточная арендная ставка на полувагон в I квартале снизилась более чем в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Эксперты компании связывают ситуацию с сокращением объёмов перевозок, с избыточным производством данного подвижного состава в течение последних двух лет и, как следствие, со снижением спроса на него.

Специалисты Brunwick Rail констатируют: суточная ставка на полувагон в I квартале этого года составляла $16-20. В прошлом году этот показатель был на уровне $50-51. При этом ставки на специализированный подвижной состав практически не изменились, за исключением крытых вагонов: как и ставки на полувагоны, они пошли вниз.

"Суточная ставка на цистерну осталась на уровне $40-41 - на фоне снижения цены нефти и запуска трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан", - говорит руководитель департамента маркетинга и аналитических исследований компании Андрей Цыганов. - Важно отметить, что суточная ставка на новую газовую цистерну с расширенной кубатурой - около $52 - была достаточно стабильна на протяжении последних 12 месяцев. При этом на крытый вагон она снизилась с $54 в марте 2012-го до $34 в марте 2013 года. Вместе с тем ставка на крытый вагон с объемом кузова 158 куб. м упала всего на 8% - до $50".

Причину троекратного снижения арендной ставки на полувагоны в компании видят в сокращении объемов перевозок и, как следствие, спроса на полувагоны. По его словам, объемы грузовых перевозок в марте упали на 3%, грузооборот - на 4%. А это в свою очередь связано "со снижением темпов строительства и падением спроса на сырьевые ресурсы на внутреннем рынке".

Основными драйверами падения, согласно бюллетеню, стали такие категории грузов, как зерно, строительные материалы, нефть, черные металлы и лес. Перевозки зерна по сравнению с показателями марта 2012 года сократились почти в 4 раза, строительных грузов - на 4%, черных металлов - на 5%, лома - на 13%, угля - на 1%, нефти - на 2%.

"Возросшая стоимость транспортировки леса и увеличение стоимости груженого и порожнего рейса после тарифной реформы ноября 2012 года привели в марте 2013 года к снижению объема перевозок и лесных грузов. Оно составило 6%, - отмечает Андрей Цыганов. - Стоимость перевозки леса в начале 2013 года возросла на 10-12% по сравнению с прошлым годом. Ужесточение процедуры оформления лесных грузов со стороны стран ЕС также негативно сказалось на экспорте в этом направлении".

Как отметили в департаменте экономической конъюнктуры и стратегического развития (ЦЭКР) ОАО "РЖД", важным фактором снижения погрузки лесных грузов явилось и сокращение спроса на российские лесоматериалы со стороны Китая, "где в последнее время наблюда ется замедление темпов экономического роста, объемов строительных работ и сокращение избыточных и устаревших производственных мощностей в целлюлозно-бумажной промышленности".

Вместе с тем, добавляет представитель Brunwick Rail, на фоне общего сокращения перевозок в марте наблюдался рост транспортировки железной руды (+3% за счет увеличения экспорта в Финляндию, Германию и Польшу) и минеральных удобрений (5% дал рост экспорта калийных удобрений в США, Бразилию и на Украину).

В бюллетене, кроме того, резюмируется, что сокращение объемов перевозок, а также избыток вагонов на сети привели к снижению производства грузового парка в марте. Оно составило 40%. Здесь главный драйвер падения - полувагоны, выпуск которых упал в 3 раза, достигнув минимального уровня за весь посткризисный период, - 2,6 тыс. единиц. При этом с октября 2012 года цены на них снизились на 20%, сокращаясь ежемесячно в среднем на 2,5-3,0%. Сегодня разные модели полувагонов можно купить в диапазоне $54-65 тыс.

Примечательно, что часть заводов переориентировалась на производство специализированных вагонов, отмечено в бюллетене Brunwick Rail. Наиболее динамичный рост показал выпуск хопперов зерновозов. В марте было построено 500 единиц, а суммарно за I квартал - 1,85 тыс. против 70 единиц за аналогичный период прошлого года. Средняя цена зерновоза сегодня - $69-75 тыс.

Положительная динамика и у выпуска газовых цистерн. В марте было выпущено 400 единиц, а всего за I квартал - 1,65 тыс., или +86% относительно I квартала 2012 года. Цена газовых цистерн в марте достигла примерно $90 тыс.

Выпуск крытых вагонов и цементово зов в марте превысил 450 единиц, +23% и +71% соответственно к марту 2012 года. Цены на цементовозы остались неизменными ($60-74 тыс.), а на крытые вагоны упали на 7% (до $78 тыс.).

"В связи с увеличением спроса на автомобили возобновилось производство автомобилевозов: более 50 единиц по цене $140 тыс. за вагон. Это первая партия данного вида подвижного состава за последние 5 лет", - отметил Андрей Цыганов.

По данным, предоставленным ЦЭКР ОАО "РЖД", погрузка на сети в апреле этого года снижена к уровню аналогичного периода прошлого года на 3,5%, грузооборот уменьшился на 1,5%.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок15.05.13Время спецвагона