22-12-14 / 2014
Новости отрасли
Сохранят спрос

Лизинговые компании подводят итоги 2014 года. Они определили, какие сегменты на рынке лизинга подвижного состава наиболее перспективные и на какую вагонную продукцию сохраняется устойчивый спрос со стороны операторов. Лизингодатели возлагают особые надежды на инновационный вагон.

Рынок рассчитывает на новые вагоны. Несмотря на последние экономические и политические события в стране, которые так или иначе сказываются на всех участниках перевозок, государство продолжает проводить реформы железных дорог. Так, например, правительство утвердило новые правила предоставления субсидий на приобретение инновационных вагонов с повышенной осевой нагрузкой. Лизинговые компании внимательно следят за изменениями в законодательстве.

По словам старшего аналитика АО «Научно-производственная корпорация «Объединенная вагонная компания» Лейсан Коробейниковой, на фоне сложной экономической ситуации по результатам 11 месяцев 2014 года лизинговый парк на сети РЖД вырос на 14% по сравнению с показателями начала года и составил около 405 тыс. вагонов. В 2015 году на рынке прогнозируется дальнейшее увеличение сегмента оперативного лизинга грузового подвижного состава.

«Из-за ограниченного доступа к зарубежному финансированию для российских компаний долгосрочная аренда подвижного состава становится целесообразнее его приобретения. Таким образом, вместо постановки на баланс непрофильных активов компании смогут сконцентрироваться на основном виде деятельности», – уточняет специалист.

Генеральный директор ПАО «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов также заметил сложности, которые испытывают все производители вагонной составляющей, – падает спрос на металл, литье, уголь. Нынешний уровень ставок не позволяет также окупать ставки в банковско-лизинговом финансировании. В то же время в 2014 году на железных дорогах резкое, но незначительное падение объемов грузоперевозок. Однако, по его словам, снижается маржинальность бизнеса.

«Это объективная ситуация, которая влияет на всех: на операторов, на банки, на лизинговые компании. Соответственно, некоторое время на рынке присутствовало именно затоваривание вагонов», – отмечает топ-менеджер компании.

Господин Зотов отметил необходимость стабильности, поэтому компания приняла стратегию нишевого сформирования парка: когда принимается решение о лизинге, компания стремится в меньшей степени финансировать массовые парки – полувагоны и цистерны (полувагоны составляют порядка 70% всего парка) – и вкладывать средства в другие виды. К примеру, в цистерны для перевозки сжиженного газа (они представлены на рынке в меньшем количестве, но одновременно ставки на них довольно стабильны).

В свою очередь, эксперты сошлись во мнении о привлекательности предоставления в лизинг инновационного подвижного состава. Согласно данным старшего аналитика АО «Научно-производственная корпорация «Объединенная вагонная компания», с января по ноябрь 2014 года доля инновационных вагонов в портфелях лизингодателей увеличилась почти в восемь раз.

«Лизинг инновационных вагонов пользуется популярностью, так как клиенты могут на практике ощутить все преимущества эксплуатации парка нового поколения, при этом риски по ремаркетингу и техническому обслуживанию вагонов новой конструкции остаются на стороне лизингодателей», – пояснила госпожа Коробейникова.

Принятые законодательные изменения и технические регламенты дадут инновационному вагону перспективы для дальнейшего роста, увеличения в количестве парка и некотором росте ставок, считает Дмитрий Зотов.

«Инновационные вагоны в соответствии с текущим регулированием обладают большей грузоподъемностью и возможностью перевозки грузов. В результате сокращается нагрузка на железнодорожную инфраструктуру», – говорит эксперт.

По мнению директора Управления по работе с крупнейшими клиентами ЗАО «Сбербанк Лизинг» Анастасии Халиловой, возрастает роль возвратного лизинга вагонов и 2014 год можно назвать годом возвратного лизинга в отрасли.

«Операторам приходится решать проблему модернизации своих парков даже в условиях финансовой нестабильности, и лизинг здесь как никогда становится одним из самых эффективных инструментов», – пояснила Анастасия Халилова.

Будет ли спрос на инновационные вагоны, по ее словам, зависит от множества факторов. В первую очередь на это влияют такие аспекты, как цена вагона, стоимость ресурсов, цена модернизации старого вагона.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок22.12.2014