20-10-20 / 2020
Новости отрасли
Сохранили три класса

У порожняка "Укрзализныци" общего тарифного знаменателя не будет

Государственная регуляторная служба Украины (ГРСУ) отказала в унификации тарифов на перевозку порожних вагонов, предусмотренную проектом приказа Министерства инфраструктуры Украины. "Укрзализныця" планирует дальше добиваться создания единого тарифа на порожняк.

Проект приказа разработан Министерством инфраструктуры Украины. Правительство предложило унифицировать тарифы для пробега порожнего подвижного состава вне зависимости от категории груза. Осуществить унификацию тарифов документ предлагал двумя этапами. На первом этапе, до конца 2020 года, установить единую ставку в размере 2326 грн/вагон. На втором этапе, с 2021 года, увеличить коэффициент тарифов на 40%. Сейчас на перевозку порожних вагонов установлено деление тарифов на три класса в зависимости от того, какой последний груз перевозился этим вагоном. Например, щебень или песок относятся к тарифам 1-го класса (1533 грн/вагон), зерно – 2-й класс (2326 грн/вагон), к 3-му относится металл (3730 грн/вагон).

ГРСУ не согласовала проект приказа Министерства инфраструктуры Украины "О внесении изменений в коэффициенты, применяемые к тарифам Сборника тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины и связанные с ними услуги". Государственный орган назвал причиной отказа унификации тарифов на перевозку порожних вагонов возможные негативные финансовые последствия для реального сектора экономики Украины, которые в многочисленных обращениях к ГРСУ отмечали пользователи железнодорожных услуг.

"Разработчиком проекта при оценке регулирования и обоснования необходимости государственного регулирования путем принятия данного регуляторного акта не доказана его целесообразность, адекватность, эффективность и сбалансированность. По информации субъектов хозяйствования, положенный в основу проекта приказа способ государственного регулирования является потенциально обременительным для бизнес-среды, а также не учитывает современных кризисных условий ведения бизнеса", – говорится в ответе ГРСУ.

По информации экспертов ГРСУ, суммарный рост тарифов на перевозку порожних вагонов для бизнеса в целом с 2021 года увеличится на 69%, а дополнительные расходы перевозчиков на первом этапе составят 1,2 млрд грн в год (около 3,3 млрд руб.), на втором этапе они будут ежегодно увеличиваться на 5 млрд грн (около 14 млрд руб.). Согласно официальному документу, предложенное повышение тарифов полностью ляжет на отечественных производителей – пользователей железнодорожных услуг и, как следствие, неизбежно приведет к повышению цен для конечного потребителя.

"Для "Укрзализныци" повышение тарифов было одним из антикризисных методов. Результат после повышения был бы приблизительно таким: 4 млрд грн на полные вагоны и 400 млн грн – на порожние. Лично я не сдамся и всеми доступными способами буду вести кампанию за установку справедливого тарифа на железнодорожные грузовые перевозки", – сообщил член наблюдательного совета "Укрзализныци" Сергей Лещенко.

Как рассказал "Гудку" заместитель министра финансов Украины Александр Кава, порожний пробег рассчитывается для следующего грузоотправителя, поэтому существующие тарифы невыгодны для того, кто будет заказывать вагон для последующей погрузки. "Как грузоотправитель, вы не можете знать, какой груз перевозил вагон до вас и по какому тарифу с вас будут взимать стоимость. Если до этого вагон перевозил зерно, то его доставка для вас будет дешевле в сравнении с тем, если в нем перевозили щебень", – заключил Александр Кава.

Согласно проекту приказа правительства, почти все перевозки порожних вагонов убыточные и осуществляются с отрицательной рентабельностью. В нормативном акте отмечено, что организация этих перевозок железнодорожным транспортом не имеет технических или технологических особенностей, осуществляется по одинаковым затратам и требует унификации этих тарифов. Из приказа следует, что тариф на перевозку порожних вагонов 1-го класса увеличится на 52%, а для грузов 3-го класса уменьшится на 38%.

"От унификации тарифов пострадают те, кому было дешевле всех. Если для тех, кто перевозил металл, стоимость порожнего возврата снизится, для сырьевиков, например перевозчиков железной руды, стоимость порожнего пробега вагона возрастет", – рассказал "Гудку" Александр Криворучко.

По словам Александра Кавы, "Укрзализныце" нужно пересматривать всю систему тарифов перевозки грузов во внутреннем сообщении, поскольку она гораздо ниже, чем в странах пространства 1520. "У нас самые дешевые тарифы на внутренних маршрутах. И если бы приказ приняли, получить выгоду смогла бы только "Укрзализныця", – резюмировал эксперт.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152020.10.2020