06-10-16 / 2016
Новости отрасли
Сохранение текущего тарифа РЖД на экспорт минудобрений может повлечь срыв инвестпрограмм

Просьбы производителей минеральных удобрений о снижении железнодорожных тарифов при экспорте более чем обоснованны - сохранение тарифов на текущем уровне ведет к снижению конкурентоспособности российских предприятий отрасли, полагают эксперты, опрошенные ТАСС.

5 октября основной владелец "Уралхима" (производитель сложных минеральных удобрений) и "Уралкалия" (производитель калийных удобрений) Дмитрий Мазепин обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой о снижении железнодорожных тарифов при экспорте удобрений. Он пояснил, что цены на многие виды удобрений упали, при этом тарифы на железнодорожные перевозки остались прежними.

"В настоящее время сохраняется негативная тенденция с ценами на минеральные удобрения и аммиак. По отдельным предприятиям цены по ряду показателей снизились на сентябрь 2016 г. не менее чем на 40% (на базисе ФОБ, по сравнению с январем 2015 г.). В связи с резким падением цен на минеральные удобрения и введением повышающего коэффициента к железнодорожным тарифам при поставках продукции на экспорт, в 2-3 раза возросла доля железнодорожного тарифа в цене минеральных удобрений, по отдельным направлениям она достигает 40%", - прокомментировал ТАСС исполнительный директор Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) Игорь Калужский.

Он добавил, что сохранение тарифов на текущем уровне может повлечь серьезные проблемы в отрасли, в том числе срыв инвестиционных программ.

"Получаются "ножницы" - резкое снижение цен на мировых рынках, одновременное снижение спроса на минеральные удобрения, значительный рост конкуренции на мировых рынках и на этом фоне - рост доли железнодорожного тарифа в цене удобрений, что приводит к потере конкурентоспособности российских предприятий отрасли. В свою очередь, это может повлечь срыв инвестиционных программ, а в ряде случаев - и остановку отдельных предприятий", - добавил Калужский.

По словам собеседника агентства, негативные тенденции сохраняются и в настоящее время, "и, вероятно, не закончатся одним днем". "По оценкам экспертов и аналитиков, негативные тенденции на рынке могут продолжаться от двух до четырех лет", - добавил представитель РАПУ.

 Тарифы снизить, а лучше отменить Ранее в РАПУ сообщили ТАСС, что в ближайшее время предоставят в правительство консолидированную позицию по тарифам на экспортные железнодорожные перевозки минеральных удобрений. "Необходимо безотлагательное решение по введению понижающего коэффициента к тарифам на экспортные грузовые железнодорожные перевозки минеральных удобрений", - говорили в ассоциации. При этом источники сообщали, что предполагается ввести понижающий коэффициент 0,882 к экспортным тарифам, однако никто из игроков рынка официально эту информацию не подтвердил.

Вместе с тем, тот же Калужский сообщил ТАСС, что производители минудобрений хотят отменить ввод дополнительных коэффициентов в тарифам РЖД как таковой. "Необходимо исключить возможность в пределах тарифного коридора вводить какие-либо дополнительные коэффициенты. Это важно для того, чтобы исключить возможность монополисту манипулировать рынком", - сказал он.

В свою очередь, источник ТАСС предоставил в распоряжение агентства копию документа, подготовленного к совещанию у вице-премьера Аркадия Дворковича. Из него следует, что представители отрасли минеральных удобрений выступили с предложением ограничить право РЖД на ввод повышающих коэффициентов на тарифы в рамках коридора без согласования с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России.

"Необходимо безотлагательное решение по введению понижающего коэффициента к тарифам на экспортные грузовые перевозки минеральных удобрений и аммиака. Целесообразно ограничить право ОАО "РЖД" вводить повышающие коэффициенты в рамках тарифного коридора без согласования с ФАС России", - сказано в документе.

 Не все так плохо Аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов также отмечает рост доли транспортных издержек в структуре себестоимости продукции этого сегмента.

"Я бы сказал, что в себестоимости всего производства и доставки тариф занимает от 20% до 30%. Наверное, в некоторых конкретных ситуациях, и 40%. Действительно, доля транспортных издержек, особенно перевозок по железной дороге, в структуре себестоимости существенно выросла. С одной стороны упали цены, и рентабельность снижается", - сказал Юминов.

По его словам, в аналогичной ситуации производители угольной продукции и металлурги добились отмены надбавки к тарифу, которую РЖД ввел для не нефтяных экспортеров в 2014 г. "Если сравнивать их (производителей минеральных удобрений - прим. ред.) с угольщиками, цены на которые существенно выросли за последние несколько недель, то получается, что ситуация с точки зрения надбавки к тарифу непропорционально давит на экономику производства удобрений", - отметил аналитик.

Вместе с тем, Юминов полагает, что надбавки не могут бать решающим фактором при принятии решения по сокращению инвестиционных проектов. По его мнению, предполагаемое воздействие может быть умеренно-негативным. "Надбавки или скидки, которые есть у РЖД, должны быть гибкими и ориентироваться на конъюнктуру тех рынков, товары которых они перевозят", - заключил собеседник агентства.

Аналитик "ВТБ Капитала" Елена Сахнова в ответ на запрос ТАСС сообщила, что процент железнодорожного тарифа в конечной цене карбамида на данный момент составляет 8%, в цене на DAP (диаммонийфосфат, фосфатное удобрение - прим. ред.) - 5%, калий - 12%. Три года назад эти показатели были равны 7%, 4% и 10% соответственно. "Как видим, показатель изменился незначительно. Несмотря на падение цен, рубль девальвировался, а железнодорожный тариф - в рублях", - прокомментировала Сахнова.

Она напомнила, что по итогам первого полугодия 2016 г. маржа по показателю EBITDA основных производителей отрасли составила 33% у "Акрона", 41% - у "Фосагро" (при 36% по итогам второго квартала текущего года) и 57% - у "Уралкалия". "Для сравнения, маржа по EBITDA за аналогичный период у РЖД составила порядка 20%", - добавила аналитик.

 Верхняя граница тарифного коридора может быть повышена Ранее министр транспорта РФ Максим Соколов в интервью ТАСС на форуме "Сочи-2016" заявил, что верхняя граница тарифного коридора РЖД может быть повышена до 25%. По мнению министра, эта мера поможет стимулировать перенаправление экспортной базы в российские порты из портов других сопредельных государств.

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) с начала 2013 года своим приказом разрешила РЖД самостоятельно применять повышающие и понижающие коэффициенты к базовым тарифам на перевозку отдельных видов грузов по некоторым направлениям в установленных ФСТ пределах. Так, монополия может оперативно вводить надбавку или предоставлять скидку к базовым тарифам, если в результате этих действий экономический эффект для перевозчика будет увеличиваться. В 2016 году ФАС России понизила нижнюю границу тарифного коридора до минус 25%. До этого максимальный размер скидки к тарифу составлял 12,8%. Уровень максимальной надбавки остался на прежнем уровне - 13,4%.

 

ИсточникДатаНаименование материала
ТАСС06.10.2016