29-08-13 / 2013
Новости отрасли
Согласно экспертным оценкам, ставки оперативного лизинга подвижного состава в сентябре текущего года могут вырасти на 7–10%

Очевидно, что такая коррекция пропорционально отразится и на стоимости предоставления вагонов. Но, как ни странно, участники рынка достаточно спокойно относятся к такому варианту развития событий.

Во многом это объясняется наметившимся оживлением грузовых перевозок. Пока о четко выраженном тренде говорить не приходится, но на уровне ощущений и грузовладельцы, и операторы склоняются к тому, что оптимистичный сценарий имеет больше шансов на практическую реализацию.

Отметим, что в отличие от расценок на предоставление подвижного состава, которые начали повышаться еще в конце мая, ставки оперативного лизинга не могли нащупать дна вплоть до июля. При этом следует отметить, что относительная стабильность была зафиксирована в отношении полувагонов, ставки по спецсоставу в целом продолжали снижаться, пусть и не так сильно как в начале года. В целом, август не принес ощутимых изменений, но, тем не менее, специалисты лизинговых компаний встречают сентябрь в мажорном настроении.

«Мы отслеживаем ситуацию в сегменте предоставления подвижного состава, и анализ полученных данных позволяет говорить об увеличении доходности операторских компаний уже с начала лета, – отметил руководитель департамента маркетинга и аналитических исследований Brunswick Rail Андрей Цыганов. – Вместе с тем, лизингодатели не корректировали величину ставок в сторону увеличения, поскольку это мог быть просто локальный всплеск, как уже случалось на сети РЖД в последние месяцы. Сейчас очевидно, что укрепление рынка приобретает стабильный характер, и рост лизинговых ставок вполне оправдан».

Операторы более осторожны в своих оценках, но в целом соглашаются с выводами финансовых аналитиков. Ситуация, по их мнению, еще не прояснилась окончательно, но это скорее неясность со знаком плюс, чем со знаком минус. В наблюдавшиеся изменения стоимости были незначительны и происходили в узком сегменте. Однако первые, пусть и незначительные, изменения неизбежно повлекут за собой нарастающий рост ставок. «Собственники подвижного состава находятся сейчас в непростой ситуации, поскольку все их внутренние резервы уже исчерпаны: ставки на полувагоны находятся на самом дне, а перевозки (с учетом затрат на ремонт, значительного времени простоя вагонов на местах погрузки-выгрузки и низкой скорости продвижения вагонопотоков) осуществляются по себестоимости затрат, либо в убыток», – констатирует первый вице-президент ООО «МТК «ЮниТранс» Иван Качура. – Разумеется, владельцы подвижного состава пытаются как-то воздействовать на рынок перевозок, тогда как грузоотправители, почувствовав приближающееся повышение ставок, заняли выжидательную позицию в надежде, что ничего не изменится».

Совершенно ожидаемо грузовладельцы не испытывают энтузиазма в отношении перспектив роста стоимости перевозок, но на неофициальном уровне признают, что осенние бюджеты зачастую рассчитываются с учетом удорожания. Добавим, что определенные поводы для оптимизма дает и анализ официальной статистики. Так, по данным ОАО «РЖД», в предпоследнюю неделю августа (с 16 по 22) погрузка все-таки вышла в плюс (100,2% к аналогичному периоду прошлого года), и динамика изменений позволяет надеяться, что и последний месяц лета может стать первым месяцем, когда объем перевозки окажется больше, чем в прошлом году. Возможно, традиционное летнее оживление в этом году перенесется на осень?

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru28.08.13Оперативный лизинг разогревается?